Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Логопед
Логопед
Слух ребенка проверим сами

дефектолог-логопед
Главтузова Ольга Павловна

Ваш ребенок рассеян, невнимателен и не всегда слышит ваши просьбы? Часто болеет ОРЗ, ОРВИ, возможно, были отиты? У него позднее развитие речи или он не произносит много звуков, особенно простых "Т", "К", "Г", "Д"... Тогда нужно проверить слух. Даже незначительное снижение слуха может стать одной из причин отклонений в развитии ребенка, поэтому необходимо как можно раньше убедиться в том, что он слышит хорошо. Педагогическое обследование слуха детей дошкольного и младшего школьного возраста не требует применения сложной аппаратуры. Вы сможете провести его сами.

Наиболее сложно педагогическое обследование слуха у детей второго-третьего года жизни. В этом возрасте звуки постепенно перестают быть для ребенка безусловными раздражителями. Многие дети с нормальным слухом перестают реагировать на привычные шумы, речевые сигналы, которые не обращены непосредственно к ним. Чтобы получить ответную реакцию (поворот головы в сторону источника звука), необходимо предъявлять непривычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. Малыш может не отреагировать на бессодержательные речевые сигналы (типа отдельных звуков или сочетаний слогов) и в тоже время способен не только обернуться на произнесенное слово (звукоподражание), но и повторить его при создании игровой ситуации.

Методика проведения

  • В комнате не должно быть посторонних шумов.
  • Проверку проводят два человека - наблюдатель и ассистент. Ассистент находится за спиной ребенка и предъявляет речевой материал, а наблюдатель регистрирует безусловно-ориентировочные реакции на звуковые сигналы: поворот головы или глаз в сторону источника звука.
  • Все звуковые сигналы подаются с расстояния 6 метров. Если ребенок после второго предъявления не отреагировал на звук, произнесенный шепотом, то расстояние постепенно уменьшается: 5 м, 4 м, 3 м, 2 м, 1 м, возле правого уха, возле левого уха. (все шепотом).
  • При предъявлении нового речевого материала начинать нужно с шепотной речи.

Пусть Вам поможет хорошо знакомый ребенку человек. Обследуя слух детей этого возраста, очень важно расположить их к себе. Ребенок второго года жизни пристрастно относится к посторонним людям, и отсутствие контакта может сделать обследование затрудненным, а иногда невозможным. В качестве источников звука используют шарманку, дудку, барабан, голос разговорной громкости и шепот при произнесении звукоподражаний - ав-ав-ав (собачка) или пи-пи-пи (птичка), имени ребенка, звукосочетаний типа кшш - непривычных для ребенка.

Наблюдатель с помощью ассистента демонстрирует ребенку, как под звучание шарманки "танцует" кукла, как она "прячется", когда шарманка замолкает. После этого ребенку предлагают позвать куклу и показывают, как она появляется под звучание шарманки. Аналогичную игру проводят с дудкой, под звучание которой "едет" машина, и с барабаном, под негромкий стук которого "прыгает" зайчик. После этого ребенку предлагают послушать, кого сейчас позовут. За спиной ребенка начинает играть шарманка. Так как ребенку интересно, кто появится, то он поворачивается на звук.

Таким же образом вызывают интерес к игрушкам. Наблюдатель вместе с ребенком играет с игрушкой (с собачкой, птичкой), произнося от их имени "ав-ав-ав", "пи-пи-пи". После этого малышу предлагают послушать, кто его позовет. На столике перед ребенком оставьте игрушки, сами встаньте за его спиной на расстоянии 6 метров и шепотом произносите звукоподражания. Ребенок должен взять соответствующую игрушку.

Потом ребенку предлагают поиграть с игрушками (их можно заменить). Ассистент со спины с расстояния 6 метров шепотом зовет ребенка по имени. Если реакции нет, то расстояние постепенно сокращают. В том случае, если реакция на шепот так и не возникла, обследование проводится голосом обычной громкости. Независимо от того, получена ли реакция ребенка на его имя, произнесенное шепотом, малышу таким же образом предъявляют звукоподражания. Если реакция на шепот не получена, речевые сигналы подаются голосом обычной громкости, а затем снова шепотом. В заключение ребенку предъявляются с максимального расстояния (6 м) звуки типа: кшш.

Вслед за этим проводится обследование слуха с помощью звучащих игрушек: сначала шарманкой, затем дудкой и барабаном. Если такой метод обследования не дал результатов (т.е. ребенок безразлично относится ко всем предлагаемым стимулам - не реагирует ни на один из них), то покажите ребенка отолярингологу. Возможно, потребуется проверить слух при помощи аудиометра.

Если ребенок понимает не только слова, но и короткие фразы, то обследование можно провести и на материале фразы (типа "покажи у куклы носик", "где у собачки хвостик?").

У ребенка с нормальным слухом должна быть получена реакция на шепот с расстояния 6 метров. Если в ходе обследования ребенок не отреагировал ни на один из стимулов, то повторите процедуру через несколько дней. Реакция, возникающая лишь на один из стимулов, может свидетельствовать о снижении слуха. В этом случае ребенка необходимо направить на специальное аудиологическое обследование.

Для обследования слуха детей дошкольного и школьного возраста подбирают доступный им тестовый материал. Слова предъявляются в случайном порядке, например: дом, зайчик, чашка, окно, волк, птичка, часы, чай, мыло, рыба.

список 1 список 2 список 3 список 4 список 5 список 6
зайчик Саша щи часы рыба дым
Вова окно чайка дом спичка часы
дом час ухо море бык чашка
часы ворон гром Саша ухо шишка
море шишка часы рыба шашка кисть
чашка дым урок ворон волк спичка
бык часы Вова окно сеть мыло
чайка волк чижик чашка часы окно
урок птичка сеть час чижик гром
чай ухо мыло кисть урок рыба

Для подготовки к обследованию используют вспомогательный список, состоящий из хорошо знакомых детям названий игрушек, например: кукла, мяч, шар, коляска, мишка, собака, машина, кошка, пирамидка, кубики. Эти слова не должны входить в основной список слов. К словам основного и вспомогательного списков подбираются картинки. Проверяющий отходит на 6м и говорит ребенку :"Послушай, какие у меня (у куклы, у мишки) картинки. Я буду говорить шепотом, а ты повтори громко и покажи картинку". Закрыв лицо листком писчей бумаги, он произносит шепотом одно из слов вспомогательного списка. Если ребенок повторил 2-3 слова, то значит, он понял задание и готов к обследованию. Далее взрослый встает за спиной ребенка на расстоянии 6 м и произносит слова основного списка в разной последовательности. Если ребенок не повторяет слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 м., после двукратного предъявления, следует сократить расстояние. Если слово не воспринято ребенком, то оно повторяется голосом разговорной громкости. В конце обследования вновь повторяются шепотом с расстояния 6 м слова, в восприятии которых ребенок затруднялся. В специальном обследовании нуждаются дети, которые не воспринимают хотя бы часть слов, произнесенных шепотом с расстояния 6 м.

Нормальный слух: воспринимается весь неречевой и речевой материал (шепотная речь) в положении точно за спиной на расстоянии 6 м от ребенка.

Помните, что ввиду самостоятельного проведения методики, результаты не могут быть достоверны на 100% . Поэтому в случае любых подозрений на снижение слуха ребенка, его необходимо показать врачу.

Необходимо
прочитать
Слух ребенка проверим сами.
Значение раннего начала обучения речи.


Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100