Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Логопед
Логопед
Развитие речи. Первый год жизни.

дефектолог-логопед
Главтузова Ольга Павловна

Первый месяц. У ребенка интенсивно развивается головной мозг, физический слух, органы речи, зрительное восприятие. В усвоении речи ведущая роль принадлежит слуху. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Многие исследователи отмечают наличие чувствительности к звукам у новорожденных по таким реакциям: изменение общей двигательной активности, сморщивание лба, движения век, вздрагивания, изменения ритма и частоты дыхания, а также поворота глаз и головы к источнику звука, торможения сосательных движений (М.П.Денисова, Н. Л. Фигурин). Приблизительно на 2-3-й неделе появляется новая реакция, по сравнению с уже имеющимися у ребенка при рождении. Она выражается в торможении общей двигательной активности ("слуховое сосредоточение", по М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурину). Немного позже, на 3-4-й неделе жизни, как указывают эти же ученые, слуховое сосредоточение можно получить не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого.

Для появления речи очень важно и зрительное восприятие, которое является основным средством познания окружающего мира на первом году жизни ребенка. У ребенка с первых же дней жизни имеется ряд защитных и ориентировочных зрительных реакций - зрачковый рефлекс, жмурение при ярком свете, поворот глаз и головы к свету, ступенчатое слежение глазами и поворачивание головы вслед за медленно движущимся предметом. На протяжении первого месяца жизни появляются новые зрительные реак-ции: обычно на 3-4-й неделе - зрительное сосредоточение или задержка взора на предмете. На первом месяце жизни увеличива-ется расстояние, с которого ребенок может следить за движущим-ся предметом. Если при рождении это расстояние равно 20-30 см от глаз ребенка, то к концу первого месяца жизни оно уже равно 1 -1,5м.

Голосовые проявления в этом возрасте связаны с криком, который имеет разнообразные интонации уже в первые недели жизни. Крик является показателем развития речи. У здорового ребенка он громкий, чистый с коротким вдохом и протяжным выдохом. Насторожить может слишком пронзительный или тихий крик, в виде отдельных вскриков, всхлипываний, которые ребенок произносит на вдохе. В наиболее тяжелых случаях крик может отсутствовать.

Второй месяц. Примерно с полутора месяцев появляется гуление - голосовая реакция, состоящая из гласных звуков. Крик становится интонированным. Насторожить может однообразный, неинтонированный крик. Длительность зрительного сосредоточения возрастает, отмечается самостоятельный поворот глаз в сторону предмета. Развивается слуховое восприятие: ребёнок поворачивает голову на звук сбоку, затем на звук над головой - закидывает голову.

Третий месяц. Голосовые реакции. Гуление становится разнооб-разнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д. Сначала звуки короткие и отрывистые - "гукание" (гортанные звуки "гы", "хы"). В ответ на поощрение ребенок активизирует гуление; происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. Первые вза-имоотношения между ребенком и взрослым строятся на основе эмоционального общения. На улыбку взрослого малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого - произнесением звуков.

Сенсорные реакции. Происходит активное развитие зрительного и слухового восприятия. Слуховые раздражители вызывают зрительную ре-акцию. На звук человеческого голоса дети поворачива-ют голову и ищут взором говорящего человека; задев игрушку рукой, сразу смотрят на нее. На третьем месяце ребенок следит за движущимся предметом на расстоянии 4-7 метров, за предметом, перемещающимся в разных плоскостях. Общение ребенка со взрослым происходит на основе зрительного восприятия. Зрительное воспри-ятие является основным средством познания окружающего мира в этот период.

От трех до пяти месяцев. Голосовые реакции. Гуление пре-образуется в "свирель", то есть произнесение цепочки звуков каскадом. Они становятся продолжительными, певучими и воспроизводят интонацию взрослого, если к этому побуждают взрослые, разговаривая с малышом. Также появляется ритмическое и звуковое подражание. С четырех месяцев ребенок различает фразы взрослого по интонации.

Сенсорные реакции. Ребенок длительно удерживает предмет в поле зрения. Прослеживает взглядом за движущимся в разных направлениях предметом. К шести месяцам хорошо определяет направление звука в пространстве. Этот период характеризуется активным развитием руки как органа действия и органа познания.

От пяти до восьми месяцев. Голосовые реакции. Главное новообразование - появление лепета. Звуки гуления постепенно заменяются произнесением слогов, заканчивающиеся на гласные звуки: ба, па, ма: Период лепета очень важен, так как малыш подолгу упражняет свой артикуляционный аппарат и тренирует од-новременно физический и фонематический слух. В лепете проявляют-ся интонации удовольствия и неудовольствия.

Сенсорные реакции. Малыш начинает понимать жесты окружающих его людей. Развивается начальное ситуационное восприятие обращенной речи. Он находит глазами называемых членов семьи и отчётливо реагирует на чужих людей.

От восьми до десяти месяцев. Это период модулированного лепе-та. Ребенок способен по подражанию произносить цепочки повторяющихся слогов. В это время очень важно поощрять ребенка к лепету, так как он уже способен копировать интонацию. Голосом малыш выражает свои потребности и эмоции. Ребенок лепечет в общении со взрослым, внимательно слушает речь взрослого. Голосовые реакции ребенка отделяются от общего комплекса оживления и становятся активной формой общения ребенка со взрослым.

Неблагоприятные факторы - носовой оттенок лепета, затухание лепета. Развивается понимание речи. Опорой в этом умении является зрительное восприятие.

От десяти до двенадцати месяцев. Дети понимают обра-щенную к ним речь, могут выполнить простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. В активной речи малыша появляются пер-вые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: от 2-3 до. 45--20 слов. Есть дети, не имеющие в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи.

Первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов: "ка" - каша, "пу" - капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: "мама", "папа", "баба" и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-пред-ложениями, так как они обозначают целые понятия, хотя в этих словах-предложениях нет сочетания по грамматическим правилам языка.

Итоги первого года жизни

Первый год жизни ребенка является подготовитель-ным этапом к периоду овладения речью. В это время у малыша происходит развитие предречевых голосовых реакций: от крика - к гулению, от гуления - к "свирели", от "свирели" - к лепету, от лепета - к первым словам-понятиям. Зрительное восприятие развивается от первичных защитных реакций к способности совме-стного рассматривания. Улучшается физический слух. Если новорож-денный ребенок реагирует только на сильный раздражитель, то к концу первого года жизни он различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов.

Развитие понимания речи начинается с адекватного реагирования на интонацию в 3 месяца и завершается пониманием отдельных инструкций в конкретной ситуации, выполнением простых просьб, пониманием названий отдельных предметов, узнаванием их на кар-тинках в 11-12 месяцев.

Таким образом, к концу первого года жизни возникает общение между ребенком и взрослым не только на эмоциональной основе, но и с помощью речи, то есть происходит становление коммуни-кативной функции речи.

Последние
вопросы
Вопрос N204
Дочери 1 год 11 мес говорит много,предложениями, знает пару стихов. Говорит звуки ст (стол)кс (кекс).Заменяет звуки с ш щ и совсем не говорит л. Может есть какая-то гимнастика для языка или я рано беспокоюсь?
Вопрос N203
Как исправить замены букв? Букву" Г " заменяет буквой " Д", букву"К " заменяет буквой " Т" . Дочке 2.5 года.
Вопрос N200
Ребёнку 7 мес. Не гулит. Родился путём кесарево сечения на месяц раньше. У меня был поздний токсикоз. Весово-ростовые показатели в норме. Активный,при разговоре с ним - улыбается. В 3-4 мес.говорил "агу", при восторге произносил гортанные звуки, но редко. Сейчас молчит,если что-то не нравится-мычит.Слух проверяли -в порядке. Почему ребёнок может не гулит?
Вопрос N195
У меня вопросы по двум деткам. Моей дочке 1 год 7 месяцев. Говорит около 30 слов,хотя многие из них не очень-то похожи на то, что говорим мы. А когда она просто ходит сама, начинает лепетать на своем иностранном. Такое ощущение, как будто она пытается говорить, так же быстро как мы и вот так повторяет. Понимает все, называет части тела, имена людей. Подражает животным. Нормально ли идет ее развитие? В год она говорила только мама, папа, а педиатр говорила, что должно быть 10 слов. Второй ребенок - мальчик 1 год 2 месяца. Не говорит практически ничего, изредка мамамама, дададада. Лепет только. А так молчит. У него была асфиксия в родах. Это могло отразиться?
Вопрос N194
Дочери почти 2 года. Словарный запас маленький, предложениями почти не говорит, но может повторят. Все понимает, хорошо слышит, любит книжки.


Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100