Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Логопед
Логопед
Развитие речи. Второй год жизни.

дефектолог-логопед
Главтузова Ольга Павловна

Второй год жизни - самый ответственный год в развитии речи, так как с него начинается собственно речевой период, когда растет активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение.

Понимание речи

В первом полугодии второго года жизни наиболее бурно развивается понимание речи и совершенствуется речевой слух. Малыш может узнать среди группы предметов знакомый ему предмет, -найти на картинке кошку, собачку и других животных. В это же время он может показать, где у него глазки, где носик и т.д. Получает дальнейшее развитие способность детей к подражанию действиям, интонациям.

Рост активного словаря

В первые месяцы второго года жизни начинает накап-ливаться активный словарь. Рост словаря, как и усвоение грамматичес-кого строя, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-нибудь другой сфере психического развития. По данным Ш. Бюлера, максимальное количество слов в 1 год составило 58, а минимальное - 3; в 2 года эти показатели были соответственно 707 слов и 27 слов (см. таблицу 1).

Возраст детей Максимальный словарь Минимальный словарь
1,0-1,2 58 3
1,3-1,5 232 4
1,6-1,8 383 14
1,9-1,12 707 27
2,0-2,3 1227 45

Таблица 1

Существующие в психологической литературе данные о развитии словаря свидетельствуют о том, что в первом полугодии происхо-дит небольшой рост (от 3 слов в один год до 40 к полутора годам), сменяющийся бурным ростом во втором полугодии (1 год 9 месяцев - 118 слов, 2 года - 300 слов). См. таблицу 2.

Возраст Число слов Прирост слов
1,0 3 -
1,3 19 16
1,6 22 3
1,9 118 96
2,0 272 154
2,6 446 174
3,0 896 450
3,6 1222 326
4,0 1540 318
4,6 1870 330
5,0 2072 202

Таблица 2

Слово при первом усвоении обозначает для ребенка название только данного, единичного предмета. Для детей, начинающих го-ворить, слова "мама, стульчик, мячик" - такие же имена собствен-ные, как Маша, Саша. Это нулевая степень обобщения. В течение второго года жизни дети при помощи чувственного восприятия конкретного предмета выходят на первую степень обобщения, то есть начинают понимать нарицательное значение слова. Для этого ребенку необходимо не только видеть предмет, но и трогать его руками, двигать, нюхать, пробовать на вкус. Активное чувственное восприятие предмета облегчает ребенку не только запоминание слова-наименования этого предмета, но и усвоение этого наименования как обобщенного названия всех предметов данного класса: стол - это не только стол в данной комнате, но и любой другой стол.

Глаголы и прилаг. не имеют нулевой степени обобщения. Ребенок совершает конкретные действия с предметом, видит, как такие же действия совершают другие люди, и усваивает их названия. Ребенок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов и начинает понимать, что одно и то же название цвета, формы, размера может относиться к разным предметам, то есть он начинает осознавать обобщенный смысл прилагательных.

Формирование грамматического строя речи

Грамматический строй языка формируется поэтапно. Согласно периодизации, предложенной А. Н. Гвоздевым, возраст от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев называется периодом предложе-ний, состоящих из аморфных слов-корней. В свою очередь, он делится на 2 этапа: этап однословных предложений 0 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев) и этап предложений из нескольких слов-корней (1 год 8 месяцев - 1 год 10 месяцев).

Аморфные слова чаще всего состоят из одного слога, в большинстве случаев ударного: "ба" - собака, "ко" - молоко, "пу" - капуста и т. д. Также много звукоподражаний: "би-би" - машина, "ав-ав"- собачка. Ребенок часто одним словом обозначает разные вещи, имеющие общий признак. Первые слова не только называют предметы, но и одновременно обозначают действия, которые нужно производить с этими предметами, то есть являются одновременно предложениями. Слово "би-би" обозначает не только "машинка", но и сказанное с требовательной интонацией и усиленное жестами "дай машинку!"

Слова в предложениях, состоящих из нескольких слов-корней не связаны грамматически, глаголы часто являются звукоподражаниями: "бай-бай" - спать, "бух" - упал и т. д. Много глаголов повелительного наклонения ("дай", "неси"). Вот примеры таких предложений: "ляля бух" (маленькая девочка упала), "папа ам" (папа ест), "кука бай-бай" (кукла заснула) и др.

Второй период - от 1 года 10 месяцев до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выра-жения. Он характеризуется быстрым ростом разных тиров простых и сложных предложений. В пределах этого периода намечаются три стадии:

  • появление первых форм (1 год 10 месяцев - 2 года 1 месяц);
  • использование флективной системы русского языка для выра-жения синтаксических связей (2 года 1 месяц - 2 года 3 месяца);
  • усвоение служебных слов для выражения синтаксических отно-шений (2,3 года - 3 года).

Первыми формами сущ., которые появляются в речи, являются формы мн. ч. с окончаниями -и, -ы, "толь - толи" (стол - столы)); В.п. с окончанием -у ("дать куку" - куклу); П.п. с обозначением места и окончанием -е, но без употребления предлогов ("толе" - на столе). Наиболее распространенными формами глаголов являются пове-лительное наклонение ("дай", "возьми") и 3 лицо ед. ч. настоящего времени ("тоить"- стоит). Появляются первые прилагательные, чаще мужского и женского рода: "белиль" - белый, "чёняня" - чёрная.

В это время фраза состоит уже из 3-4 слов, она имеет некоторое грамматическое оформление, так как дети умеют со-гласовывать сущ. с глаголом ("Катя сидить" - Катя сидит), а также правильно употреблять В.п. в качестве прямого дополнения ("Дядя ыбку овить" - Дядя рыбку ловит). Себя дети называют в 3 лице по имени, хотя возможно появление местоимения "я" уже на втором году жизни. Кроме этого, есть много свидетельств более раннего употребления различных форм глаголов: первого лица единственного числа ("хочу"), третьего лица единственного числа прошедшего времени ("Ляля кусяля" - Ляля кушала), будущего времени ("Папа будеть титать" - Папа будет читать). Малыши, опережающие в раз-витии речи своих сверстников, в 2 года могут уже почти не иметь аграмматизмов в речи, овладевают системой окончаний, включают в речь предлоги и начинают практически овладевать словообразовательными моделями. Но их речь еще остается очень несовершенной в силу несформировавшегося звукопроизношения.

Развитие произносительных навыков

Темпы нор-мализации звукопроизношения отстают от темпов овладения слова-рем и грамматическим строем. Можно сказать, что ребенок в это время занят другим. Причины искаженного звукопроизношения в том, что артикуляционный аппарат двухлетнего ребенка еще не совершенен.

В начале второго года жизни ребенок правильно произносит несколько звуков: гласные А, У, И, О и согласные Б, П, М. Остальные звуки заменяются близкими по артикуляции, более лег-кими в произнесении. Причем большинство этих звуков-заменителей русскому языку не соответствует и позже утрачивается. Надо ска-зать, что все звуки речи проходят через систему заменителей, следовательно, этап неправильного звукопроизношения свойственен всем детям в определенное время (так называемое физиологичес-кое косноязычие).

В течение второго года жизни в речи детей появляется в правиль-ном произнесении примерно половина звуков русского языка.

К полутора годам ребенок четко произносит гласные звуки А, И, О, У, Э, согласные Б, П, М, И, К, Г. Из гласных отсутствует звук Ы.

В два года в речи детей преобладают мягкие звуки, они про-износятся на своих местах и служат заменителями твердых соглас-ных звуков. В соответствии с возрастной нормой звуки произносят-ся следующим образом (см. таблицу 3):

Звук-заменитель Заменяет звуки Детское произнесение Нормальное произнесение
С' С, Ш, Щ сяньки санки
сяпка шапка
ясик ящик
3' 3, Ж зяйка зайка
зюк жук
Т' Т, Ц, Ч тяпки тапки
тяй чай
палеть палец
Л', И Л, Р, Р' люк, юк лук
ляк, як рак
лепка, епка репка

Таблица 3

Возрастной нормой является также опускание сонорных звуков: "ыба" вместо "рыба", "пахая" вместо "плохая", "тамвай" вместо "трамвай". Из твердых звуков начинают произноситься В, Ф, X, а у части детей и Т, Д, Н. Произношение даже имеющихся в речи звуков пока неустойчивое, ребенок может произносить одно и то же слово по-разному, заменяя трудный звук то одним, то другим заменителем или правильно употребляя звук.

Произношение слов со сложной слоговой структурой

В процессе развития активного словаря ребенок ос-ваивает не только простые по структуре слова, состоящие из одного или из двух слогов. Многосложные слова тоже используются деть-ми, но, в силу несовершенства звукопроизношения, произносят их дети искаженно, с пропусками слогов, звуков, недоговариванием окончаний. Дети упрощают, укорачивают слова, "подгоняют" их под свое несовершенное произношение. Ждать, пока он научится говорить многосложное слово, ребенок не хочет, если ему нужно обозначить словом знакомый ему предмет или действие. Поэтому в речи детей появляются слова: "клудась" - карандаш, "пимаю" - понимаю и т. д.

Итоги второго года жизни

  1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действий и предметы.
  2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
  3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
  4. Понимают обобщающее значение наименований однородных пред-метов (любой стул - это стул).
  5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: "Как это называется?", "Что это?"
  6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам - 200-400 слов, преимущественно существи-тельных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия.
  7. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3 лица ед.ч. настоящего времени с сущ., используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение "я".
  8. В речи много глаголов в повелительном наклонении.
  9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
  10. Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно.
  11. Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение струк-туры путем опускания слогов из середины слова).
  12. У части детей слабый, тихий голос.
Последние
вопросы
Вопрос N204
Дочери 1 год 11 мес говорит много,предложениями, знает пару стихов. Говорит звуки ст (стол)кс (кекс).Заменяет звуки с ш щ и совсем не говорит л. Может есть какая-то гимнастика для языка или я рано беспокоюсь?
Вопрос N203
Как исправить замены букв? Букву" Г " заменяет буквой " Д", букву"К " заменяет буквой " Т" . Дочке 2.5 года.
Вопрос N200
Ребёнку 7 мес. Не гулит. Родился путём кесарево сечения на месяц раньше. У меня был поздний токсикоз. Весово-ростовые показатели в норме. Активный,при разговоре с ним - улыбается. В 3-4 мес.говорил "агу", при восторге произносил гортанные звуки, но редко. Сейчас молчит,если что-то не нравится-мычит.Слух проверяли -в порядке. Почему ребёнок может не гулит?
Вопрос N195
У меня вопросы по двум деткам. Моей дочке 1 год 7 месяцев. Говорит около 30 слов,хотя многие из них не очень-то похожи на то, что говорим мы. А когда она просто ходит сама, начинает лепетать на своем иностранном. Такое ощущение, как будто она пытается говорить, так же быстро как мы и вот так повторяет. Понимает все, называет части тела, имена людей. Подражает животным. Нормально ли идет ее развитие? В год она говорила только мама, папа, а педиатр говорила, что должно быть 10 слов. Второй ребенок - мальчик 1 год 2 месяца. Не говорит практически ничего, изредка мамамама, дададада. Лепет только. А так молчит. У него была асфиксия в родах. Это могло отразиться?
Вопрос N194
Дочери почти 2 года. Словарный запас маленький, предложениями почти не говорит, но может повторят. Все понимает, хорошо слышит, любит книжки.


Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100