Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Логопед
Логопед
Развитие речи. Третий год жизни.

дефектолог-логопед
Главтузова Ольга Павловна

Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети до двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей. Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и легкое приспособление к среде. Используя слова, ребенок учится анализировать окружающий его мир. С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи

Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения, ведь все требования взрослых выражены словами. С третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребенка. Его действия начинают подчиняться словесно выраженному приказу, запрету. Освоение правил и требований, выраженных словами, имеет огромное значение для развития воли ребенка, выдержки и настойчивости.

Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию. Не менее значимыми являются речевые контакты со взрослыми, совместные игры, в которых взрослый выступает как равный партнер по игре.

Словарный запас

Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25- 27%), прилагательных (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой-маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т. д.).

По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется. В три года он должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т. д.) в пассивной речи. Хотя дети уже довольно свободно ориентируются в мире бытовых вещей, окружающих их, они могут смешивать названия сходных предметов (кружка - чашка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: словом "шапка" называют фуражку, кепку, шляпу

На третьем году жизни дети начинают овладевать словообразовательными моделями. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чаще для образования имен: Машенька, Петенька. Появлению данных моделей способствует запоминание народных песенок, где много ласкательных суффиксов.

Грамматический строй

Третий год жизни характеризуется дальнейшим развитием грамматического строя речи. По периодизации А. Н. Гвоздева, это второй этап второго периода (от 2 лет 1 месяца до 2 лет 6 месяцев) - этап использования системы окончаний - и третий этап 2 периода (от 2 лет б месяцев до 3 лет) - этап усвоения служебных слов.

Вначале происходит усвоение наиболее частотных окончаний, и дети пользуются только одним вариантом, самым распространенным, для образования той или иной формы. Поэтому в речи детей встречаются ошибки, связанные с неусвоенностью редких в употреблении форм. Так, при изменении существительных в родительном падеже множественного числа используется только окончание -ов (много "платков, ложков, ножов"). "Не замечают" дети и других частных правил: чередования согласных, "беглых" гласных ("пекет" - печет, "пени" - пни, "молотоком" - молотком).

В течение первого полугодия в речи детей регулярно появляются формы косвенных падежей существительных: винительного, родительного, творительного, предложного, дательного.

Глаголы настоящего времени употребляются в единственном и множественном числе, кроме 2 лица множественного числа (дети еще не говорят взрослым "вы"). Появляются формы прошедшего времени глаголов, сначала без согласования в роде с существительным. Формирование согласования в роде усваивается относительно поздно, к трем годам.

При употреблении прилагательных детьми также наблюдается смешение окончаний мужского, женского и среднего рода.

Употребляются личные местоимения: я, ты, меня, мне, тебе, тебя, он, она, они, его, ее, их.

К трем годам вводятся в речь наиболее употребительные предлоги: на, в, под, за и другие.

К концу третьего года ребенок в основном усваивает многие грамматические формы. Но в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена. Большое значение в развитии грамматического строя языка имеет не только слушание грамматически правильной и фонетически точной речи, но и собственная практика ребенка по использованию всех имеющихся в языке грамматических форм.

Связная речь

Связная речь ребенка на третьем году жизни только начинает формироваться. В начале года малыш строит короткие простые предложения, но затем начинает пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. К концу третьего года ребенок овладевает ситуативной связной речью, то есть может рассказать о том, что он видел, что узнал, что он хочет. После двух лет малыш уже способен воспринимать простые сказки, рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Связного пересказа большинство детей еще не дает. В этом возрасте дети любят слушать одни и те же сказки, стихи, и после многократного прослушивания запоминают наизусть тексты и как бы читают их по книге. Передать же своими словами текст сказки дети еще не могут. Трехлетние дети в состоянии отгадывать несложные загадки, в тексте которых много информации и есть намеки и подсказки, звукоподражания.

Произносительная сторона речи

В течение третьего года жизни ребенка его звукопроизношение улучшается. Некоторые дети к концу года начинают произносить все звуки чисто, у большинства могут отсутствовать шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, которые заменяются свистящими и звуком Т', а также звуки Л, Р, Р'. Группа этих сонорных заменяется или звуком Л', или Й, или опускается совсем.

Нормой для детей двух с половиной лет будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков Т, Д, Н, К, Г, X, В, Ф, С, 3, то есть слова "тапки" и "тяжелый", к примеру, будут произноситься по-разному, с твердым в первом слове и мягким во втором слове звуками соответственно. Если же ребенок к трем годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, 3, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения.

Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и в результате таких тренировок звуки приходят в норму.

Особенностью звукопроизношения в данный период является большое количество смешений. Звуки, появляющиеся вместо заменителей, не сразу и не во всех словах занимают свое место. Усвоение отдельных звуков длится месяц, других - более двух месяцев, и в течение этого времени звук то появляется в слове, то опять уступает место старому заменителю. При этом внимание к слову, старательное выговаривание может даже помешать, тогда как спонтанное произнесение бывает чистым.

Еще одна особенность, характерная для детей данного возраста, - появляющийся интерес к звуковой форме слова, "рифмотворчество", как говорил К. И. Чуковский. Это и бесконечное повторение одного и того же слова, и непрерывное манипулирование словом путем его изменения, и составление чисто бессмысленных рифм и ритмов. Такое действие со словами является мощным средством усвоения звуковой материальной формы слов, развития фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата. Можно сказать, что ребенок сам себя тренирует в произнесении звуков помимо того, что он пользуется осмысленной речью.

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не умеют говорить шепотом, им трудно произвольно менять силу голоса. Речевое дыхание характеризуется укороченным слабым выдохом (1,5-2 секунды.).

Фонематический слух

Без полноценного фонематического слуха, то есть способности различать все фонемы языка, ребенок не овладеет чистым звукопроизношением. Ребенок к концу второго года жизни слышит в чужой речи все фонемы родного языка, начинает замечать чужие ошибки при произношении слов, но в собственной речи он ошибок еще не замечает. К концу третьего года важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного произнесения звуков. Только тогда ребенок будет в состоянии овладеть нормальным произношением звуков.

Итоги третьего года жизни

  1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.
  2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.
  3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
  4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
  5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.
  6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать много раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.
  7. Понимает несложные сюжетные картинки.
Последние
вопросы
Вопрос N204
Дочери 1 год 11 мес говорит много,предложениями, знает пару стихов. Говорит звуки ст (стол)кс (кекс).Заменяет звуки с ш щ и совсем не говорит л. Может есть какая-то гимнастика для языка или я рано беспокоюсь?
Вопрос N203
Как исправить замены букв? Букву" Г " заменяет буквой " Д", букву"К " заменяет буквой " Т" . Дочке 2.5 года.
Вопрос N200
Ребёнку 7 мес. Не гулит. Родился путём кесарево сечения на месяц раньше. У меня был поздний токсикоз. Весово-ростовые показатели в норме. Активный,при разговоре с ним - улыбается. В 3-4 мес.говорил "агу", при восторге произносил гортанные звуки, но редко. Сейчас молчит,если что-то не нравится-мычит.Слух проверяли -в порядке. Почему ребёнок может не гулит?
Вопрос N195
У меня вопросы по двум деткам. Моей дочке 1 год 7 месяцев. Говорит около 30 слов,хотя многие из них не очень-то похожи на то, что говорим мы. А когда она просто ходит сама, начинает лепетать на своем иностранном. Такое ощущение, как будто она пытается говорить, так же быстро как мы и вот так повторяет. Понимает все, называет части тела, имена людей. Подражает животным. Нормально ли идет ее развитие? В год она говорила только мама, папа, а педиатр говорила, что должно быть 10 слов. Второй ребенок - мальчик 1 год 2 месяца. Не говорит практически ничего, изредка мамамама, дададада. Лепет только. А так молчит. У него была асфиксия в родах. Это могло отразиться?
Вопрос N194
Дочери почти 2 года. Словарный запас маленький, предложениями почти не говорит, но может повторят. Все понимает, хорошо слышит, любит книжки.


Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100