Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Логопед
Логопед
Рекомендации по развитию речи на первом году жизни

дефектолог-логопед
Главтузова Ольга Павловна

От рождения до двух месяцев

Игры для развития зрительного и слухового восприятия

Развитию зрительного и слухового восприятия нужно уделять внимание уже с первого месяца жизни ребенка. Во время тщательного и заботливого ухода за малышом мать ласковым, бодрым голосом разговари-вает с ним, сопровождает речью (по возможности) весь процесс пеленания, купания и другие моменты ухода за ребенком. При этом не допускайте "сюсюканья". Если же говорить с младен-цем то нормальным языком, то "детским", малышу придется учить сразу два языка. Во время, мо-нологов матери у ребенка развивается слуховое восприятие, возникает слуховое сосредоточение не только на любой звук, но и на речевые звуки, что особенно важно для становления фонематического слуха (то есть возможности различать фонемы родного языка).

Начиная со второго месяца, повесьте над кроваткой, на рас-стоянии 90-70см над грудью ребенка, крупные, яркие игрушки. Время от времени их нужно менять. Первые игры на привле-чение зрительного внимания, развития зрительного сосредоточения проводятся также с крупными яркими игрушками.

Игра "Фотограф" (от полутора месяцев)

Цель: развитие зрительной реакции слежения глазами за движу-щимся предметом, фиксации взора на неподвижном предмете.

Малыш лежит в кроватке, Крупную игрушку показывают ему на расстоянии 70см от глаз, убеждаются, что он ее заметил, затем медленно передвигают в разные стороны, наблюдают за зритель-ными реакциями. Добиваются, чтобы малыш следил глазами за движущейся игрушкой.

Игра "Где звенит колокольчик?"

Цель: развитие слухового сосредоточения, обучение локализации звука в пространстве.

Для этой игры и следующих игр используйте различные погре-мушки, другие звучащие игрушки: дудочки, пищалки, коло-кольчики.

Ребенок лежит в кроватке. Взрослый издает звук колокольчи-ком, добивается слуховой реакции сосредоточения, затем переме-щает колокольчик в другое место и подает вторичный сигнал. Наблюдает за тем, осуществляется ли зрительный контроль за слуховым сигналом, то есть ищет ли ребенок взглядом источник звука. Таким образом подают звуковые сигналы из разных мест, включая и точку за головой ребенка, побуждая его смотреть не только перед собой, но и закидывая голову.

Игра "Кукушка" (с третьего месяца)

Цель: развитие реакции слухового сосредоточения на речевые звуки, обучение локализации речевого звука в пространстве.

Ребенок лежит в кроватке. Мать наклоняется к нему, произно-сит "ку-ку", привлекая слуховое внимание ребенка. Добившись зри-тельной реакции, то есть поворота глаз или головы ребенка в сторону звука, мать меняет местоположение и произносит вторично "ку-ку", наблюдая, ищет ли взглядом ее ребенок. Можно на время отступать от кроватки, уходя из поля зрения ребенка и появляясь затем в другом месте.

Игры для развития моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций

Общее правило: ребенок должен чаще видеть лицо говорящего, наблюдать за работой артикуляционного аппарата взрос-лого во время произнесения им звуков.

Игра "Агу-агу-агушеньки" (2 - 3 месяца)

Цель: стимуляция гуления, развитие эмоционального общения с малышом, показ образцов звучащей речи.

Ребенок с удовольствием гулит, когда его к этому побуждает взрослый. Нужно только помнить, что разговаривать с маленьким собеседником лучше тогда, когда он выспался, поел, в первой половине дня.

Мать наклоняется над кроваткой и длительно произносит через определенные интервалы одни и те же звуки, похожие на те, которые издает младенец при гулении. Затем она слушает, что скажет ей малыш, улыбается и "продолжает разговор" сама.

От трех до шести месяцев

Игры для развития ощупывающих движений рук

Взрослый вкладывает ребенку в руку разные по величине, форме, фактуре игрушки. Осязание разных игрушек вызывает зрительную реак-цию, ребенок обращает внимание на игрушку, когда она ока-зывается у него в руке. Глаза все время следят за ощупыва-ющими движениями руки. Полезно применять игрушки разной формы: кубики, шары, овалы

Для формирования захвата предмета рукой игрушки подвешивают в 2-3 месяца - на уровне полусогнутых рук, в 4-б месяцев - на расстоянии вытянутых рук. Трехмесячный ребенок, непроизвольно попадая рукой по игрушке, будет учиться захва-тывать ее и производить ощупывание, обращать на нее зритель-ное внимание. В 4-5 месяцев отношение между зрительным восприятием и движениями руки меняется: теперь зрительное восприятие вызывает движения руки к предмету. Вот почему игрушки вешают подальше. Ребенок тянется к игрушке, когда он заметил ее.

Игры для развития моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций

После трех месяцев нормально развивающийся ребенок подолгу гулит, к концу рассматриваемого периода возникает лепет. Мать обязательно должна поддерживать первые попытки проявления лепета.

Игра "Баба, папа, мама"

Цель: стимуляция лепета, развитие моторики артикуляционного аппарата, слухового внимания, фонематического слуха, развитие коммуникативной функции речи.

Содержание игры - совместное лепетание. К концу 1-ого полугодия жизни у малыша возникает способность к подражанию, и поэтому можно начать игру, отчетливо произнося слоги. Взрослый следит за тем, чтобы малыш мог видеть лицо и губы говорящего. Вызвав малыша на разговор, стоит дать ему "высказаться", демон-стрировать готовность его слушать, кивать головой в знак согласия и понимания того, что он вам говорит. Так можно поговорить и про бабу, и про маму, и про папу (произнося ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па).

Игры для развития понимания речи

В этот период игрушки должны быть образными (зай-цы, мишки, куклы, машины), реальными, не перегруженными лишними деталями, не абстрактными. Стоит отбирать для этого возраста игрушки, названия которых легко могли усваиваться малышами, лучше с ударением на первом слоге: кукла, мишка, зайка, кубик, кошка и т. д. Во время игры с игрушками надо обязательно называть их. Еще лучше, если игрушка-образ будет погремушкой или озвученной, малыш будет активно играть с ней, получая первый результат от игры (зву-чание). Взрослый поощряет эти игры, любуясь игрушкой, приговаривая: "Какой хороший мишка!", "Давай поиграем с зайкой!", "Как красиво поет уточка!". Глаголы, из которых состоят инструкции, должны быть одними и теми же, повторяться не один раз. Так ребенок будет учиться пони-мать не только предметный словарь, но и глагольный: "Возьми, дай, покажи".

Игра "Где мама?"

Цель: развитие способности узнавать мать.

Чтобы образ матери связать со словом "мама", ребенок должен слышать это слово, когда мать берет его на руки, кормит, играет с ним. "Сейчас мама возьмет на руки", "Поиграй с мамой", "Мама покормит" и т.д. Говоря о себе в третьем лице, называя слово "мама", мать приучает ребенка к этому слову и способствует возникновению понимания его значения.

Второе полугодие жизни

Игры на развитие способности к подражанию

Начиная с седьмого месяца жизни малыша нужно развивать его способность к подражанию. Для этого можно использовать игры типа "Ладушки". Чёт-кий ритмичный текст потешки, сопровождаемый хлопанием в ладо-ши, побуждает ребенка подражать взрослым. Если ребенок не начинает хлопать сам, можно начать с пассивных движений, хлопая его ручками. Позднее малыш будет "делать ладушки", сначала подражая движениям, а затем при слове "ладушки" или при про-изнесении потешки.

Игры на развитие интонации

Во 2-ром полугодии первого года жизни малыш ов-ладевает интонацией. В этом возрасте интонационная сторона речи развивается наиболее активно. Взрослый может развивать интонации ребенка по подражанию, произнося лепетные слоги с разным ударе-нием, то спокойно, то радостно, то с вопросительной интонацией, то с интонацией удивления, неудовольствия.

Игра "Кто к нам пришел?"

Цель: показ образцов различных интонаций.

Взрослый показывает игрушку, добивается, чтобы ребенок захо-тел ее взять, потянулся за ней, и произносит с четко выраженной вопросительной интонацией: "А кто это к нам пришел?" Затем с радостной интонацией: "Это наша кошечка (уточка, белочка)!" За-тем быстро убрать игрушку и "удивиться": "Где наша кошечка?", даже "огорчиться": "Как жалко, что нет нашей кошечки". Потом опять показать игрушку и очень обрадоваться: "А вот пришла наша кошечка!" - и дать поиграть самостоятельно.

Игры для развития понимания речи

Во время ежедневного общения с ребенком взрос-лые постоянно называют предметы, действия, чтобы ребенок начал узнавать эти предметы и выполнять несложные действия по просьбе взрослых. Для этой цели хорошо проводить "экскурсии по дому" с называнием и ощупыванием разных предметов. Если часто называть предметы, ребенок установит связь между словом и предметом, и сам будет показывать его, поворачивать голову в нужную сторону, пытаться дотронуться до предмета. Такая условно-рефлекторная ориентировочная реакция на предмет возни-кает у детей 10-12 месяцев после 5-10 предъявлений.

Так же добиваются, чтобы малыш узнавал окружающих его людей: бабушку, папу, братьев, сестер. Если постоянно употреблять слова: "папа", "бабушка", "няня" и т. д., - сопровождая их зрительным соотнесением, малыш усвоит их и на просьбу: "Пока-жи, где папа?" - повернет голову к папе и посмотрит на него.

Игры с речевым сопровождением

Во втором полугодии жизни, когда малыш уже умеет сидеть, начинают применять игры с речью, используя народные потешки: "Скок-поскок, молодой дроздок", "Коза рогатая", "Сорока-сорока".

Колыбельные песенки тоже помогают развивать речь ребенка. Когда мать напевает тихонько младенцу, он в состоянии полудремы, бессознательно усваивает речевые образцы, граммати-ческие формы, содержащиеся в текстах песенок. Колыбельные песенки устанавливают особое эмоциональное общение между мла-денцем и матерью, подкрепленное ласковыми словами и спокойной мелодией.

Также хорошо использовать игры на развитие подражания действиям. С детьми до одного года наиболее распростране-ны простые подражательные упражнения: махать ручкой ("до свидания"), поднимать вверх ручки ("какой большой!"), махать двумя ручками ("птичка летит") и т. д. Эти игры направлены не только на развитие двигательных навыков, но и на развитие понимания речи.

Последние
вопросы
Вопрос N204
Дочери 1 год 11 мес говорит много,предложениями, знает пару стихов. Говорит звуки ст (стол)кс (кекс).Заменяет звуки с ш щ и совсем не говорит л. Может есть какая-то гимнастика для языка или я рано беспокоюсь?
Вопрос N203
Как исправить замены букв? Букву" Г " заменяет буквой " Д", букву"К " заменяет буквой " Т" . Дочке 2.5 года.
Вопрос N200
Ребёнку 7 мес. Не гулит. Родился путём кесарево сечения на месяц раньше. У меня был поздний токсикоз. Весово-ростовые показатели в норме. Активный,при разговоре с ним - улыбается. В 3-4 мес.говорил "агу", при восторге произносил гортанные звуки, но редко. Сейчас молчит,если что-то не нравится-мычит.Слух проверяли -в порядке. Почему ребёнок может не гулит?
Вопрос N195
У меня вопросы по двум деткам. Моей дочке 1 год 7 месяцев. Говорит около 30 слов,хотя многие из них не очень-то похожи на то, что говорим мы. А когда она просто ходит сама, начинает лепетать на своем иностранном. Такое ощущение, как будто она пытается говорить, так же быстро как мы и вот так повторяет. Понимает все, называет части тела, имена людей. Подражает животным. Нормально ли идет ее развитие? В год она говорила только мама, папа, а педиатр говорила, что должно быть 10 слов. Второй ребенок - мальчик 1 год 2 месяца. Не говорит практически ничего, изредка мамамама, дададада. Лепет только. А так молчит. У него была асфиксия в родах. Это могло отразиться?
Вопрос N194
Дочери почти 2 года. Словарный запас маленький, предложениями почти не говорит, но может повторят. Все понимает, хорошо слышит, любит книжки.


Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100