Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Логопед
Логопед
Рекомендации по развитию речи на втором году жизни

дефектолог-логопед
Главтузова Ольга Павловна

Обогащение словарного запаса

Ребенка нужно продолжать знакомить с названиями окружающих его предметов, называть действия, которые родители выполняют по уходу за ребенком, признаки предметов и признаки действий.

Психологи отмечают, что речь развивается лучше во время деятельности. Малыш, научившись ходить, может выполнять все больше действий. Он строит башни из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку, вкладывает коробочки одна в другую, собирает и разбирает матрешку. В процессе действий с игрушками ребенок усваивает их названия и названия действий, которые можно с помощью этой игрушки производить. Поэтому в этом возрасте больше подходят игрушки, развивающие простейшую конструктивную деятельность: крупные разноцветные кубики

Одевая малыша, называйте предметы одежды, просите принести кофточку, платье, шапочку. Слова следует употреблять в их точном значении: не стоит кепку называть шапкой, чашку - кружкой, блюдце - тарелкой. Стоит помнить, что лучше сразу научить правильно, чем потом переучивать, тем более что бытовой словарь усваивается именно в период от года до двух лет.

Расширению пассивного и активного словаря ребенка способствуют игры-шутки с названиями вещей, находящихся в комнате. Взрослый на вопрос ребенка: "Что это?" (а такие вопросы малыши обязательно будут задавать после полутора лет), отвечает неправильно. "Что это?" - спрашивает ребенок и показывает на настольную лампу. "Стульчик", - говорит взрослый. Ребенок не соглашается. "Столик", - снова неправильно отвечает взрослый. Убедившись, что малыш опять не согласен, в третий раз правильно называет предмет. В такой игре развивается мышление, способность понимать шутку, умение отличать правильный ответ от неправильного.

Можно поиграть в подобную игру, когда взрослый первый задает вопрос. "Это стул?" - спрашивает он и показывает на кровать. Когда малыш ответит отрицательно, можно опять указать не на тот предмет, и только в третий раз предъявить нужную вещь.

Очень важным моментом для развития активной речи является побуждение детей к ответу. Если же взрослый не настаивает на ответе, довольствуется только выполнением действия, то может образоваться разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи, и тогда вместо ожидаемого умения говорить после одного года придется ждать до двух-двух с половиной лет.

Рассматривание картинок. В первой половине второго года малыша нужно начинать приучать рассматривать картинки в книжках. Для этого лучше использовать книжки-раскладушки из картона, содержащие одну большую предметную картинку на странице. Вначале взрослый называет малышу картинки, а при повторных рассматриваниях просит показать, где домик, где кукла и т. д. Убедившись, что малыш знает названия картинок, можно спросить его: "Что тут нарисовано? А это кто?" Обязательно нужно сопоставлять разные изображения одного и того же предмета, чтобы ребенок выходил на первый уровень обобщения.

Для дифференциации названий сходных предметов (например, имеющих одинаковую форму - круглые) тоже полезны сопоставления, рассматривание таких картинок парами. Происходит обучение элементарному способу сравнения предметов с нахождением отличного. Пусть этот процесс будет осуществляться только взрослым: "Посмотри, это яблоко, а это апельсин. Яблоко зеленое, а апельсин оранжевый". Также можно сравнить яблоко и воздушный шар

Игры с игрушками. Игра "Улетела птичка". Цель: развитие глагольного словаря, пространственной ориентации, эмоциональной сферы.

Для игры нужна игрушка-изображение какой-нибудь птички, лучше озвученная, чтобы птичка могла "петь". Взрослый прячет птичку так, чтобы ее нельзя было сразу заметить, лучше на высокое место, на шкаф или на полку, и спрашивает малыша: "Где наша птичка? Куда она улетела?" Затем вместе ищут птичку, ребенок на руках у взрослого, Когда малыш найдет птичку, взрослый изображает, как птичка слетает со своего места и прилетает к ребенку. При этом произносятся приставочные глаголы: прилетела, слетела. Далее ребенок показывает, по просьбе взрослого, как птичка поет (нажимает ей свисток), и играет с птичкой самостоятельно.

Так же можно играть с зайцем ("Ускакал наш зайчик"), с черепашкой ("Уползла черепашка"), с собачкой ("Убежала собачка"). В пассивную, а затем и в активную речь ребенка будут введены слова, обозначающие сходные действия, в частности, глаголы движения.

Играя с игрушками-зверьками, не забывайте сказать малышу, как передвигается этот зверек, как голос подает, какого цвета у него шерсть. Очень хорошо будет, если дети узнают, что конечности у зверей - это лапы, у птиц - крылья

Развитие грамматического строя речи

Когда в речи ребенка начнут появляться первые фразы, полезно давать им образцы оформленных двусоставных предложений. Все "детские" фразы переводятся на грамматически оформленный язык: "Дзика би-би", - говорит ребенок. "Правильно, машина едет", - соглашается взрослый. Если быть последовательным в таких разговорах с ребенком, скоро можно будет убедиться, что малыш продвинулся в оформлении фразы и начал использовать окончания. Затем фраза распространяется до трех слов с помощью прямого дополнения: "Мама моет чашку", "Папа читает книгу". Предложения с такой структурой часто встречаются в бытовой речи и поэтому воспринимаются, а затем начинают употребляться довольно рано. Чтобы развить умение ребенка строить фразу из трех слов с прямым дополнением, нужно, во-первых, сопровождать речью такие ситуации, когда можно употребить эту структуру. Например, малыш строит башню из кубиков. Мама восхищается: "Костя построил башню!" Или папа приглашает ребенка рассматривать картинки в книге: "Сейчас папа почитает книгу. Неси книгу". Во-вторых, нужно учить ребенка называть деятеля, действие и объект действия при рассматривании простой сюжетной картинки. С данной структурой удобно составлять предложения по сюжетным картинкам, изображающим, кто что ест.

Родительный падеж с предлогом "У" закрепится в речи, если малышу показывать картинки, на которых нарисованы животные с детенышами. "Вот кошка. У кошки котенок. Вот собачка. У собачки щенок".

Понимание формы дательного падежа возникнет, если часто пользоваться такими конструкциями: "Иди к маме", "Дать Ване кашки?", "Принеси папе газету", "Дай бабушке очки" и т. д. Малыша, выполнившего подобные просьбы, надо похвалить, приговаривая: "Молодец, помог папе, бабушке". В активную речь данную форму можно вводить с помощью вопросов, предполагающих возможность выбора: "К папе или к маме пойдешь на ручки?", "Бабушке или дедушке покажешь картинку?" Можно играть с малышом в мяч, перекатывая его по ковру друг к другу и сопровождая игру речью: "К Машеньке покатился мячик. А теперь к маме. Опять к Машеньке. А сейчас к маме". Скоро и ребенок начнет повторять это сопровождение. Кстати, называть ребенка в этом возрасте надо только по имени, не употреблять местоимений. Малыш вас не поймет, если ему сказать "ты". Себя он тоже называет в третьем лице по имени.

Для развития пространственных представлений ребенка нужно научить понимать значения предлогов на, в, над, под, около, у, за. Это обучение происходит во время игр с пирамидками, кубиками, матрешками, мячами. "Поставь маленький кубик на большой. Достань мяч из-под стола. Уложи куклу в кроватку. Возьми книжку со стола и принеси маме". После игры попросите ребенка убрать игрушки: машинку поставить на полку, книжки сложить в шкаф, кубики собрать в коробку. Во время свободной игры малыша с игрушками уже можно спросить, где у него мишка, на чем стоит матрешка, куда спрятался зайка, то есть побуждать к использованию предлогов в активной речи.

Развитие фонематического восприятия, артикуляционной моторики и произносительной стороны речи

Взрослые не должны забывать о развитии произносительной стороны речи детей данного возраста. Помня о том, что ребенок еще не должен чисто произносить все звуки родного языка, нужно обращать внимание на то, какими заменителями он пользуется при произнесении того или иного звука. Если звук заменяется правильно, не надо форсировать развитие процесса становления нужного звука, он сам появится в свое время. Бывает и так, что родители вызывают искусственно взрослый звук раньше времени и получают искаженное произнесение, требующее исправления, например горловое произнесение "Р". Необходимо развивать фонематический слух у малыша. Ребенок еще не может чисто произносить тот или иной звук, но он уже в состоянии слышать его в чужой речи. В данном возрасте очень важно, чтобы окружающие ребенка люди сами имели чистое звукопроизношение.

В этом возрасте полезно петь малышу песенки, произносить или читать народные потешки, прибаутки, считалочки, играть в игры с речевым сопровождением.

Игры с речевым сопровождением. К двум годам малыши способны играть в простейшие подвижные игры: они обожают прятаться, играть в догонялки, в игры, сопровождающиеся рифмованными текстами. Дети двигаются, выполняют какие-либо действия по правилу, сформулированному в тексте потешки. Таким образом, развивается понимание речи, формируется регулирующая функция речи, происходит развитие непроизвольной памяти. Многие потешки и приговорки, необходимые в игре, дети повторяют вместе со взрослыми (на начальных этапах - добавляют последнее слово к каждой строчке, а затем произносят и всю потешку).

Игра "Собачка, не лай"

Цель: воспитание слухового внимания, развитие умения играть в ролевые игры, тренировка голоса.

Описание игры. Один ребенок - "собачка", он становится в центр круга, остальные играющие - "уточки", они водят хоровод, взрослый произносит потешку: "Ты, собачка, не лай, Наших уток не пугай, Утки наши белые Без того несмелые."

После этих слов "собачка" лает, а "утки" разбегаются в разные стороны.

Игра "Улитка"

Цель: воспитание слухового внимания, развитие понимания речи, умения выполнять действия по словесной инструкции.

Описание игры. Ребенок - улитка. Взрослый говорит текст потешки, а ребенок должен выполнять действия по ходу произнесения потешки. "Улитка-улитка, калитка закрыта. Приоткрой немножко - покажи нам рожки!"

Соответственно словам потешки, ребенок закрывает лицо двумя руками, приоткрывает немного лицо, "делает рожки" пальцами

Игра "В лесу"

Цель: воспитание слухового внимания, тренировка мышц губ, развитие силы голоса.

Описание игры. Взрослый водит с ребенком хоровод, приговаривает стишок: "Летом Вова и Марина В лес ходили за малиной. Они кричали в лесу...".

Ребенок должен громко крикнуть ау!

Для развития фонематического восприятия нужно играть в игры с привлечением слухового внимания, например, "Жмурки с голосом".

Малышу завязывают глаза, затем отходят от него подальше и подают голос. Ребенок должен поймать играющих и узнать по голосу, кого он поймал.

Игра "Где звенит"

Цель: развитие слухового внимания на неречевой звук. Эту игру тоже проводят с завязанными глазами, только вместо голоса подают звуковой сигнал колокольчиком или погремушкой. Малыш должен пойти в том направлении, откуда слышится сигнал, поймать взрослого.

Чтение ребенку первых книг. На втором году жизни происходит встреча малыша своей первой книжкой. Сделайте так, чтобы это событие было ярким и запоминающимся, чтобы книжка стала любимой и желаний игрушкой малыша.

Первые книжки и должны быть книжками-игрушками, с крупными красочными картинками. Вначале книжки содержат минимум текста, Только подписи к картинкам. Смотрите с малышом картинки, читайте подписи к ним. Первыми книжками для чтения должны стать народные потешки, так как ребенку легче воспринять именно данные тексты, где многие песенки, прибаутки, считалки он уже слышал от мамы в устном исполнении или в виде песенок. В текстах потешек очень много слов, приближенных к детской речи: киса, зайка, петя (петушок), что тоже облегчает понимание текста ребенком. Кроме того, большинство потешек построены в форме диалогов, этим они близки к разговорной речи, более легкой для восприятия. И, наконец, потешки содержат много повторов, что улучшает их понимание.

Потешки ценны не только потому, что доступны для восприятия маленького ребенка. Еще одно важное качество потешек - наличие большого количества ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Стихи с такой рифмовкой легче запоминаются и, таким образом, легче закрепляются конкретные грамматические формы, на которые падает ударение. Словом, потешки - это готовые образцы речи, доступные детям и помогающие развитию речи.

Предлагаем вам русские народные потешки, считалки, прибаутки, которые можно использовать в играх с малышами.

"Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка. Что ты рано встаешь, Что ты громко поешь, Ване спать не даешь?"

"Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор: Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках."

"Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! Загорелся кошкин дом, Идет дым столбом! Кошка выскочила, Глаза выпучила. Бежит курочка с ведром Заливать кошкин дом."

"Заяц белый, куда бегал? В лес дубовый. Что там делал? Лыко драл по кустам. Куда клал? Под колоду. Кто брал? Родион. Выйди вон!"

"Вышла кисонька на мост, Четыре лапы, пятый хвост, Бархатная спинка, в лапке хворостинка. - Кисонька-мурысонька, Откуда ты пришла? - Целый день я, кисонька, гусят пасла!"

"Сидит, сидит зайка Под кустом, под кустом. Охотнички едут по кустам, По кустам. - Вы, охотнички, скачите, На мой хвостик поглядите. Я не ваш, я ушел!"

Кроме текстов потешек, малышам второго года жизни можно читать русские народные сказки "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба", "Теремок"

Развитие мелкой моторики руки

Ученые установили закономерность: уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Эта роль пальцев была известна очень давно. Талантливые люди из народа создавали такие детские потешки, как "Ладушки", "Сорока"... Дело в том, что в головном мозге двигательная речевая область является частью общей двигательной области

Существуют игры, которые предусматривают соединение движений пальцев с речью.

Игра "Большаку - дрова рубить"

Перебирают по очереди пальчики ребенка и приговаривают:

"Большаку - дрова рубить, А тебе - воды носить (указательный), А тебе - печь топить (средний), А тебе - кашу варить (безымянный), А малышке - песни петь (мизинец), Песни петь да плясать, Родных братьев потешать."

Для формирования четких координированных движений пальцев используют игру "Пальчик-мальчик, где ты был?"

Под текст потешки взрослый выполняет следующие движения пальцами ребенка: прижимает большой палец к остальным пальцам по очереди, начиная от указательного:

"Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел."

Последние
вопросы
Вопрос N204
Дочери 1 год 11 мес говорит много,предложениями, знает пару стихов. Говорит звуки ст (стол)кс (кекс).Заменяет звуки с ш щ и совсем не говорит л. Может есть какая-то гимнастика для языка или я рано беспокоюсь?
Вопрос N203
Как исправить замены букв? Букву" Г " заменяет буквой " Д", букву"К " заменяет буквой " Т" . Дочке 2.5 года.
Вопрос N200
Ребёнку 7 мес. Не гулит. Родился путём кесарево сечения на месяц раньше. У меня был поздний токсикоз. Весово-ростовые показатели в норме. Активный,при разговоре с ним - улыбается. В 3-4 мес.говорил "агу", при восторге произносил гортанные звуки, но редко. Сейчас молчит,если что-то не нравится-мычит.Слух проверяли -в порядке. Почему ребёнок может не гулит?
Вопрос N195
У меня вопросы по двум деткам. Моей дочке 1 год 7 месяцев. Говорит около 30 слов,хотя многие из них не очень-то похожи на то, что говорим мы. А когда она просто ходит сама, начинает лепетать на своем иностранном. Такое ощущение, как будто она пытается говорить, так же быстро как мы и вот так повторяет. Понимает все, называет части тела, имена людей. Подражает животным. Нормально ли идет ее развитие? В год она говорила только мама, папа, а педиатр говорила, что должно быть 10 слов. Второй ребенок - мальчик 1 год 2 месяца. Не говорит практически ничего, изредка мамамама, дададада. Лепет только. А так молчит. У него была асфиксия в родах. Это могло отразиться?
Вопрос N194
Дочери почти 2 года. Словарный запас маленький, предложениями почти не говорит, но может повторят. Все понимает, хорошо слышит, любит книжки.


Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100