Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Логопед
Логопед
Комплекс упражнений для звука "Л"

дефектолог-логопед
Главтузова Ольга Павловна

Для произнесения звука "Л" необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опу-скаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оття-гивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движе-ний языка способствуют следующие упражнения:

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно поло-жить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя...". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания:

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передние краем языка облизать верхнюю губу, делая движение язы-ком сверху- вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

  1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "надсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
  2. Язык должен быть широ-ким, боковые края его касаются углов рта.
  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

Пароход гудит

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).

Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем язы-ка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить мед-ленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания:

  1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
  3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука "л" с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутрен-ней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верх-ние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Пощелкать кончиком языка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

  1. Упражнение сначала вы-полняется в медленном темпе, потом быстрее.
  2. Нижняя челюсть не должна двигаться

Беззвучно пощелкивать кончиком языка

Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь щебенку определить место языка при произнесении звука л.

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания:

  1. Следить, чтобы нижняя че-люсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
  2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
  3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
Последние
вопросы
Вопрос N206
Дочке 5,5 лет-левша, у нее приобретенное сходящее косоглазие ходим заниматься на тренажере логопед в садике предупредила нас что у таких детей возможна оптическая дисграфия буквы все выговаривает, но может перепутать слоги,подскажите пожалуйста что делать и есть ли логопед в питере специализирующийся на дисграфии?
Вопрос N187
Ребёнку 3 года. Ходит в обычный детский сад. Он плохо говорит (пример:самолёт-паболёт), однако некоторые слова говорит хорошо. Предложения не говорит. Стоит ли его отдавать в логопедический сад?
Вопрос N183
В детстве (лет 7-8) у меня была короткая уздечка, это создавало проблемы с буквой р. Я ходил на занятия к логопеду, и уздечка немного растянулась, произношение улучшилось, но осталась небольшая картавость. Сейчас мне 16 лет. Я хотел бы узнать, можно ли в этом возрасте надрезать Уздечку хирургическим путем и исправить речь.
Вопрос N179
Сын 5 лет болел аденоидами 2 года, в прошлом году их удалили, но его речь так и осталась как при насморке, Возможно ли что это последствия аденоидов и как с этим справиться?
Вопрос N178
В нашей семье говорят на двух языках. Сейчас у нас родился малыш, и я не совсем уверена на каком языке разговаривать с малышом. Папа говорит на латышском, а я на русском. В идеале хотелось бы, чтобы он знал оба языка, но как это повлияет на развитие речи малыша? Не будет ли у него "каши" в голове?


Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100