Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Логопед
Логопед
Развитие речевого дыхания

дефектолог-логопед
Главтузова Ольга Павловна

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что дыхание в момент речи зависит от речевого звена, которое может быть длинным или коротким, громким или тихим, спокойным или эмоционально окрашенным. Очень часто у детей возникают сложности с речевым дыханием. Это обусловлено:

  • Дыхание ребенка грудное, а значит поверхностное и частое;
  • Слабый вдох и выдох приводит к тихой речи;
  • Неправильный толчкообразный вдох - то громкая, то тихая речь;
  • Неравномерное распределение воздуха на фразу, добор воздуха в середине слова;
  • Торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием.

Дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, на выработку продолжительного и экономного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Дыхательные упражнения сначала проводятся без речи. Они могут сочетаться с движениями.

Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

Затем в эту работу включаются голосовые упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных, гласных звуков, слогов:

Ф__________    С___________    Ш___________
Ф_______С_______    С_______Ш________    Ш________С________
Ф_______С_______Ш________ и т.д.

А_______    О_______    У_______    И_______    Э_______    Ы_______
А_______О_______    О_____У______    У_______И______    И______Э_____ и т.д.
А_____О_____У____    О____У_____И_____    И_____У_____Э_____ и т.д.

Постепенно навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.

па    папа    папапа    папапапа    папапапапапа.......
папу    папопу    папопупи    папопупипэ    папопупипэпы.......
папапопо    папапопоппупу    папапопопупупипи......... и т.д.
Произведите счет на одном выдохе: 1,2,3 ; 1,2,3,4; 1,2,3,4,5.... и т.д.
Перечисление дней недели на одном выдохе (также как и при счете)
Перечисление названий месяцев.

Проговаривание предложений, скороговорок.

    Пришла зима.
    Падает снег.
    Тихо падает снег.
    Тихо падает белый снег.
    Тихо падает белый пушистый снег.
    Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Прочитайте русскую народную сказку "Репка" с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка

Посадил дед репку.
Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать.
Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

Последние
вопросы
Вопрос N206
Дочке 5,5 лет-левша, у нее приобретенное сходящее косоглазие ходим заниматься на тренажере логопед в садике предупредила нас что у таких детей возможна оптическая дисграфия буквы все выговаривает, но может перепутать слоги,подскажите пожалуйста что делать и есть ли логопед в питере специализирующийся на дисграфии?
Вопрос N187
Ребёнку 3 года. Ходит в обычный детский сад. Он плохо говорит (пример:самолёт-паболёт), однако некоторые слова говорит хорошо. Предложения не говорит. Стоит ли его отдавать в логопедический сад?
Вопрос N183
В детстве (лет 7-8) у меня была короткая уздечка, это создавало проблемы с буквой р. Я ходил на занятия к логопеду, и уздечка немного растянулась, произношение улучшилось, но осталась небольшая картавость. Сейчас мне 16 лет. Я хотел бы узнать, можно ли в этом возрасте надрезать Уздечку хирургическим путем и исправить речь.
Вопрос N179
Сын 5 лет болел аденоидами 2 года, в прошлом году их удалили, но его речь так и осталась как при насморке, Возможно ли что это последствия аденоидов и как с этим справиться?
Вопрос N178
В нашей семье говорят на двух языках. Сейчас у нас родился малыш, и я не совсем уверена на каком языке разговаривать с малышом. Папа говорит на латышском, а я на русском. В идеале хотелось бы, чтобы он знал оба языка, но как это повлияет на развитие речи малыша? Не будет ли у него "каши" в голове?


Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100