Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Логопед
Логопед
Комплекс упражнений для шипящих звуков

дефектолог-логопед
Главтузова Ольга Павловна

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при "Ч" - сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Наказать непослушный язык.

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя...". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания:

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если упражнение выполняется правильно, она будет отклоняться.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания:

  1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
  2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
  3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
  4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
  5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания:

  1. Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  2. Рот открывать не шире чем на 1,5-2 см.
  3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
  4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Методические указания:

  1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
  3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную. Длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания:

  1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  2. Нельзя надувать щеки.
  3. Следить, чтобы произносился звук "ф", а не звук "х", т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука "ш".

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передние краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

  1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "надсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
  2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания:

  1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы, были неподвижны.
  2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от 3 до 10.
  3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания:

  1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
  3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Последние
вопросы
Вопрос N206
Дочке 5,5 лет-левша, у нее приобретенное сходящее косоглазие ходим заниматься на тренажере логопед в садике предупредила нас что у таких детей возможна оптическая дисграфия буквы все выговаривает, но может перепутать слоги,подскажите пожалуйста что делать и есть ли логопед в питере специализирующийся на дисграфии?
Вопрос N187
Ребёнку 3 года. Ходит в обычный детский сад. Он плохо говорит (пример:самолёт-паболёт), однако некоторые слова говорит хорошо. Предложения не говорит. Стоит ли его отдавать в логопедический сад?
Вопрос N183
В детстве (лет 7-8) у меня была короткая уздечка, это создавало проблемы с буквой р. Я ходил на занятия к логопеду, и уздечка немного растянулась, произношение улучшилось, но осталась небольшая картавость. Сейчас мне 16 лет. Я хотел бы узнать, можно ли в этом возрасте надрезать Уздечку хирургическим путем и исправить речь.
Вопрос N179
Сын 5 лет болел аденоидами 2 года, в прошлом году их удалили, но его речь так и осталась как при насморке, Возможно ли что это последствия аденоидов и как с этим справиться?
Вопрос N178
В нашей семье говорят на двух языках. Сейчас у нас родился малыш, и я не совсем уверена на каком языке разговаривать с малышом. Папа говорит на латышском, а я на русском. В идеале хотелось бы, чтобы он знал оба языка, но как это повлияет на развитие речи малыша? Не будет ли у него "каши" в голове?


Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100