Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Копилка семейного опыта
Копилка семейного опыта
Батик всей семьёй

Мария Касаткина
www.kassatkina.ru
pinkblueskyes.narod.ru

Сейчас можно часто слышать, что батик - это легко, что многие занялись батиком вследствие его доступности. Кажется, что может быть проще - обвёл контур рисунка резервом, залил получившиеся пространства разными цветами - и готово.

С таким мнением можно согласиться лишь отчасти. Действительно, нет ничего сложного в том, чтобы приобрести все необходимые материалы и начать рисовать, тем более, что в журналах типа "Бурда" частенько публикуются советы по росписи и печатаются эскизы именно для батика.

Сложность может заключаться в другом, а именно - в качестве.

Первое - это качество нанесения резерва. Линия резерва должна быть непрерывной, плавной и, как говорят, "без клякс". На рисунок с таким контуром приятно смотреть.

Второе - сама "заливка". Проще всего делать именно заливку. Это предполагает то, что в пределах одного замкнутого пространства - контура - цвет не меняется. Достаточно капнуть каплю краски - и маленькое пространство окрашено каким-либо цветом. Это самый простой способ окраски, но и смотрится он достаточно просто и чаще всего - неинтересно.

Другое дело - роспись. Она предполагает, что в пределах одного замкнутого пространства цвет может меняться и переходить из одного оттенка в другой, создавая причудливые переливы. Это именно то, что называется "росписью по шёлку". Роспись требует более значительных затрат времени и сил, зато искусно расписанные работы смотрятся гораздо интереснее и ценятся очень высоко.

Третий момент заключается в вашем вкусе. Именно от вашего вкуса зависит то, какой эскиз вы соберётесь рисовать и как вы его распишете или же зальёте. Будут ли это цветы или какая-либо абстракция, будет ли цветовая гамма светлой и гармоничной или же тёмной и удручающей. В конечном итоге, красота ваших работ зависит от вашего внутреннего мира, вашего мироощущения и мировоззрения. Есть и обратное влияние: выражая себя в росписи и более-менее сознательно работая с этим, можно начать изменять свой внутренний мир к лучшему, приводить его в гармоничное состояние.

К сожалению, эта сторона творчества интересует не многих. Даже те, кто интуитивно ищут в росписи путь к внутренней гармонии, часто останавливаются на внешнем. Например, едва научившись "заливать" ткань, пытаются извлечь из этого коммерческую выгоду, продавая свои работы.

Хотелось бы подчеркнуть, что роспись по шёлку - это отличный способ узнать себя поближе, научиться лучше чувствовать себя и окружающий мир.

Первая ступенька в освоении батика - создание вещей ДЛЯ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ. Зачем покупать платки, парео, материал на сарафан или блузку и многое другое, если всё это можно нарисовать самой, да ещё и так, как хочешь! Будучи уверенной, что подобного больше нигде не встретишь. Получая при этом массу удовольствия. К тому же, создание одежды для себя - один из лучших способов для женщины сделать более прекрасным свой внутренний мир и обрести душевное равновесие.

Только после этого, когда в росписи приобретён достаточный опыт или даже выработан собственный стиль, а в творческом самовыражении - стремление к гармонии, имеет смысл пробовать себя в "массовом" производстве.

Батик хорош ещё и тем, что им можно "заниматься" всем вместе. Вместе с детьми и даже... мужем. И младой возраст детей или "неумение рисовать" супруга здесь не помеха. Правда, это занятие имеет свои особенности и правила.

Если говорить о совместной росписи с детьми, начиная с 8-ми летнего возраста, то проблем здесь практически нет. За исключением того, что нужно внятно объяснить ребёнку в чём суть и показать способы работы.

Расписывать шёлк можно и с детьми более младшего возраста, например, с 2-х лет.

У нас в семье инициатором подобных "массовок" является муж. Сами натягивают ткань, подбирают несколько цветов - те, что поярче и которыми хочется в данный момент "порисовать", берут каждый по кисточке и садятся вокруг детского столика, на котором лежит рама с тканью, или прямо на пол.

В процессе участвуют все трое: Вадим (муж), Ярослав (старший, ему 5,5 лет), и Алёша (2,5 года). Возле каждого ставится баночка с понравившимся цветом и в общедоступном месте стоит банка с водой.

Вначале натянутый кусок ткани смачивается водой (кипячёной). Все участники процесса активно работают своими кисточками. Затем начинается процесс свободной росписи. Естественно, резерв не используется, так как смысла в нём получается мало. За каждым "закреплён" свой угол платка, который он и расписывает, чаще всего - своим цветом. Младшего Алёшу это вполне устраивает - он старательно размазывает любимый жёлтый цвет. Ярослав то и дело норовит макнуть кисточку в цвет соседа, чтобы "получилось красивее". Папе же приходится руководить процессом, на ходу что-то объясняя и подправляя для того, чтобы плод совместного творчества имел более-менее приличный и законченный вид.

Через некоторое время необходимо выполнить главнейшее правило - вовремя убрать ткань. Краски и кисточки отставляются в сторону, ткань возвращается на место и начинается дружное посыпание или выкладывание солью. Это ещё один традиционный способ придать "шедевру" оригинальность и причудливость, а заодно и скрыть дефекты росписи. Здесь тоже очень важно соблюсти меру и не засыпать солью совершенно всё.

Полчаса спустя ткань высохла и её можно снимать. Остаётся закрепить краску (прогладить), подшить края и повязать на шею - любая модница запищит от зависти...

Вот так можно применять батик не только в качестве индивидуальной практики, но и как прекрасную возможность коллективного творчества. В одном из документальных фильмов о школе Щетинина есть эпизод, где над одним большим полотном работают несколько девочек 10-12 лет. У них получаются замечательные работы. У этих детей, как и во всей школе, особый подход к коллективному творчеству: вначале совместно создаётся образ будущей работы, затем он детализируется и только потом участники приступают к реализации этого образа через своё со-творчество...

Но это уже другая история.



Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100