Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Копилка семейного опыта
Копилка семейного опыта
О нашей Монтессори - группе

Елена
wert231@yandex.ru

У нас занимаются детишки, которые только-только начали ходить и те "взрослые", которые скоро пойдут в школу.

Для самых маленьких у нас есть группы с 1 года до 3 лет, куда малыши ходят вместе с мамой. Почему вместе с мамой? Дело в том, что ребенок до трех лет воспринимает информацию окружающего мира через маму, ему не надо концентрировать внимание на чужом человеке, а просто слушать и смотреть, что делает мама. Во-вторых, у маленького ребенка есть потребность в безопасности. Ребенку нужна стабильность, уверенность, что есть взрослый, на которого можно положиться. В-третьих, происходит плавный процесс адаптации. Есть мир, тот который дома: в нем мама, знакомые игрушки, кроватка и т.д., а здесь всё новое, всё по-другому: новые игрушки, новые люди и самое главное другие дети. И здесь очень здорово, что рядом есть мама, она является как бы связующим звеном между тем миром и этим - новым, интересным, но все-таки еще не изведанным, и поэтому немного настораживающим. А потом когда малыш привыкнет к новой для него обстановке, к ребятам, к педагогам, ему будет намного проще пойти в детский садик. И маме тоже будет проще "отпустить" ребенка, она знает преподавателей, она знает то, чем будет заниматься ребенок. Ведь процесс "отрывания" мамы от малыша довольно-таки болезненный для обоих и для многих это является большой проблемой. А так этот процесс получается более сглаженным, более естественным.

Занятия начинаются с того, что мы собираемся все вместе и делаем несложную, но очень полезную пальчиковую гимнастику. С помощью ладошек мы "надуваем" шарики или показываем пальчиками как зайчик шевелит ушами, какие у ежика иголки или "печем" пирожки для наших мам. И все это сочетается с небольшими веселыми стишками, которые превращают занятия в увлекательную, эмоциональную игру. Правда, сначала многим мамам приходится делать это самим, а малыши с интересом наблюдают. Потом детишки начинают это делать сами (чаще первый раз это происходит дома). И надо видеть глаза мамы, которая рассказывает о том, что вчера Димка сам показал ежика и даже попытался рассказать стишок. Поверьте, это здорово! Многие еще не умеют говорить, но уже могут показывать, как летит муха, как она жужжит, как можно открыть замок или как падают на землю снежинки. А Вы знаете, что у детей, которые умеют изображают разных животных или предметы, словарный запас к 3 годам больше в полтора раза?! И вообще, пальчиковая гимнастика, несмотря на свою простоту - очень полезная штука. Во-первых, развитие тонких движений пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Проще говоря, мозг напрямую связан с работой пальцев, и делая зарядку для пальчиков, Вы стимулируете клетки мозга. Чем больше Вы будете заниматься пальчиками, тем быстрее ребенок начнет говорить. Для самых маленьких могу посоветовать пассивную гимнастику, когда упражнение делает мама с пальчиками ребенка. Например, всем известная "сорока - белобока", которая варила кашку. Во-вторых, повторяя стишки мы тренируем память. В-третьих, усидеть на месте целых 10 минут и при этом заниматься делом могут немногие, т. е. в этом случае ребенок учится концентрировать внимание. А это очень пригодится в школе. В-четвертых, пальчиковая гимнастика облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма.

Дальше начинается работа с Монтессори - материалом. Малыши и их родители разбредаются по комнате и выбирают себе занятие. Сразу хочу объяснить для тех, кто никогда не был в Монтессори - группе: она сильно отличается от простой группы детского сада в нашем понимании. В комнате почти по всему периметру комнаты стоят невысокие стеллажи с большим выбором развивающего материала. Все очень красивое, эстетичное. Материал располагается от простого - к сложному, от конкретного к абстрактному. При этом весь материал представлен в единственном экземпляре, что особенно полезно для мам - нет возможности сравнивать и тем самым переживать, что у кого-то ребенок собрал быстрее или сделал аккуратнее. Особенно плохо, когда мама начинает указывать на это ребенку (тем самым она делает первые шаги к возникновению у ребенка комплексов неполноценности). Мамы не сравнивайте детей! У ребенка заложена потребность к уважению. К шести годам происходит формирование личности, далее идет только процесс развития того, что уже заложено, и что-либо изменить будет очень сложно.

И так, материал в Монтессори - группе разбит по зонам: зона практической жизни, зона сенсорики (что особенно важно в младшем возрасте), зоны русского языка и математике, и последняя зона - космос, т. е. материал помогающий узнать ребенку окружающий мир. Кроме того, в группе есть еще спортивный комплекс. Ребенок, в силу своей физиологии, не может долго сидеть на месте и заниматься чем-то одним, ему нужна смена умственной деятельности и физической, поэтому спортивный комплекс необходим.

Как идет работа. Малыш выбирает себе занятие, берет материал и несет его на стол или на ковер (смотря, где ему удобней работать). Если ребенок сам справляется, то мама просто наблюдает. Она должна оказывать скорее пассивное, чем активное влияние. Общеизвестно, что ребенок никогда не научится завязывать шнурки, если за него это всегда делает мама. Так и во всем остальном. Ребенок должен научится всему сам. Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Конечно, если необходима помощь, мама рядом, она поможет. Материал достаточно прост в понимании, но если возникают вопросы, то рядом всегда находится квалифицированный педагог, который все объяснит. После того как задача выполнена, цель достигнута, материал надо вернуть на место в первоначальном состоянии для того, что бы им могли пользоваться другие детишки, а самим переходить к следующему.

После этого мы опять собираемся все вместе. Время в конце занятия мы обычно посвящаем чему-то творческому. Это может быть лепка из соленого теста или пластилина, резание ножницами (кстати, у нас многие это делают впервые), аппликация или рисование.

Кроме этого где-то раз в месяц мы показываем сказку. И, конечно же, быть зрителем - одно из любимых занятий наших малышей. Это может быть кукольный театр, фланелеграф или театр теней. В настоящем театре спектакль идет около часа и маленьким зрителям достаточно сложно выдержать столько время неподвижно, да и концентрация внимания еще не та. Поэтому наши сказки коротенькие - минут 10-15, но от этого не менее любимые. Зато все наши малыши знают, что такое театр и что когда звенит колокольчик надо занимать свои места, и как надо себя вести во время представления. Обычно за день до спектакля мамы читают малышам необходимую сказку. А дома, после спектакля, обсуждают: кто из персонажей плохой, а кто хороший, кто понравился, а кто нет.

В самом конце занятия мы зажигаем маленькую свечку и каждый малыш ее вполне самостоятельно задувает (кстати, неплохое упражнение для легких). И это означает, что занятие подошло к концу. После чего все прощаются.

Вот так у нас проходят занятия для самых маленьких. А Вы ведь помните, что нашим ученикам еще нет и трех лет, а многим, вообще, только годик.

P.S. продолжение следует.



Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100