Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Психолог
Психолог
Развитие самостоятельности у детей от 1 года до 3-х лет

Психолог-консультант,
ведущая детско-родительских групп
для детей 2-3 х лет и их родителей
Чудина Елена

Период жизни от 1-го до 3-х лет- это возраст, в котором ребёнок учится быть самостоятельным. Обретение самостоятельности является психологической задачей данного возраста.

Что значит быть самостоятельным? Это значит осуществлять выбор по собственному желанию, самому принимать решения и нести за них ответственность.

Процесс обретения самостоятельности происходит постепенно. Момент, когда ребёнок встаёт на ноги и делает первые шаги (обычно в 9-12 месяцев), является самым началом его самостоятельности. Это первые шаги на пути к автономии (независимости от родителей).

"Первые шаги приносят острые ощущения уникальности отделённости тела и личности, открытия отдельного Я" (2). То, что ребёнок начинает осознавать "отдельность" матери и ощущать себя в качестве субъекта, существующего независимо от матери, является естественным развитием его психики.

К 3-м годам ребёнок уже твердо стоит на ногах, ему доступно выполнять разные действия: бегать, прыгать, топать, открывать и закрывать толкать и тянуть, держать и бросать. Эти способности позволяют ребёнку осваивать и отсваивать свою отдельность и самостоятельность.

Родители по-разному относятся к растущей самостоятельности ребёнка. По моему опыту можно выделить 3 типа поведения родителей.

Первый тип. Родители хотят, чтобы их дети подольше оставались маленькими и зависимыми. Они боятся, что дети быстро станут независимыми и отделяться от них, и что родители им станут не нужны. Такие родители пытаются многое из того, что уже ребёнок способен сделать сам, сделать за него. Либо навязывают свои желания, не прислушиваясь к реальным потребностям ребёнка.

Например, на многих занятиях, во время совместного рисования мама или бабушка говорит: " Давай, бери синюю краску и рисуй ей", "Нарисуй цветочек", "Ну, почему ты рисуешь грозу!? Я не люблю такую погоду. Лучше нарисуй солнышко". В таких случаях мой комментарий по поводу подобного поведения родителей может заключаться в том, что я объясняю важность самостоятельности во взрослой жизни и говорю, что это качество начинае развиваться в детстве. В том, какую краску выбирает ребёнок, что он рисует, уже обнаруживаются зачатки его самостоятельности. В этом возрасте ребёнку под силу самому решить, как и что ему рисовать. Родителям необходимо поощрять эту самостоятельность, давать ей свободу, развивать.

Второй тип. Родители стараются быстрее сделать ребёнка взрослым, ожидая от него того, что он ещё не в состоянии сделать. В таких случаях дети рано могут столкнуться с неудачами и со своей неспособностью. Но такая встреча происходит из-за того, что им просто не доступны определённые действия в силу их возраста. Бывает, что родители ругают и наказывают ребёнка за его ошибки, даже невинные, тем самым вызывая у него чувство стыда. Если часто обращаться к чувству стыда, то оно может закрепиться.

Например, родитель может отказываться помогать ребёнку выполнить сложное упражнение, аргументируя это тем, что ребёнок уже большой или что мужчина (имеется в виду мальчик) никогда не должен просить помощи и делать всё сам. В этой ситуации я объясняю, что в таком возрасте все , и мальчики и девочки нуждаются в помощи и поддержке родителей. И если дети получают необходимую им помощь, то они будут чувствовать себя более спокойно и уверенно в том, что со временем у них всё это получится без содействия взрослого. Если же ребёнок, столкнувшись с трудностью не получает помощь, то нев мешательство взрослого может принести вред. рЕбёнок может разочароваться в своих способностях. В дальнейшем ему может быть трудно делать выбор и принимать решения, соотнося их со своими возможностями. Или он может не решаться предпринимать определённого рода активность.

Третий тип. Родители, которые достаточно хорошо чувствуют потребности своего ребёнка, понимают, что ему доступно, а что пока нет. Они дают ребёнку свободу и поощряют его действия, где это возможно и огранисивают в тех местах, где существует потенциальная или актуальная опасность.

На занятиях можно наблюдать, что упрпжнения на взаимодействие в паре родитель- ребёнок проходят сбалансированно. Например: ребёнок самостоятельно перелезает по лестнице

Я описала три типа родителей с точки зрения наиболее типичных их особенностей. В реальной жизни эти особенности бывают сглажены.

На моих занятиях используются специальные упражнения и игры на взаимодействие взрослого и ребёнка. Во время этих упражнений можно наблюдать процесс общения в паре ребёнок- родитель и при нобходимости и возможности корректировать его.

Итак, в возрасте 1-3 года детям интересно исследовать мир и пробовать свои силы. Если не сковывать их свободу и не требовать от них слишком многого, а поощрять и поддерживать их самостоятельность и при необходимости оказывать помощь, то стремление детей делать выбор по своему желанию со временем реализуется в способность принимать собственные решения и отвечать за свои поступки. Дети будут гордиться своими достижениями, а родители будут гордиться достижениями своих детей.

Необходимо
прочитать
Скрытый потенциал игрушек. Развиваем мелкую моторику руки
Скажи мне, мама, ласковое слово...
Кризис 3-х лет.
Старший, средний, младший...
Не плачь, малыш, я скоро вернусь
Я воспитываю ребенка одна
Я не хочу ложиться спать
Развитие самостоятельности у детей от 1 года до 3-х лет.


Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100