Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Психолог
Психолог
Кризис 3-х лет

Психолог-консультант,
ведущая детско-родительских групп
для детей 2-3 х лет и их родителей
Чудина Елена

Уважаемые родители, т.к. в ваших вопросах часто поднимается тематика этого неоднозначного периода жизни ваших детей, давайте рассмотрим его особенности.

Кризис 3-х лет-граница между раним и дошкольным детством. По Д.Б.Эльконину- это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я". Возрастание самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребёнком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается (особенно в грубой форме и без предоставления альтернативного занятия) у ребёнка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда со сверстниками). Л.С.Выготский и Э. Келлер описывают 7 характеристик этого кризиса:

  1. Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив - сделать наоборот иногда даже в ущерб своему желанию. Например, ребёнок настаивает на показе ему мультиков, но стоит взрослому предложить это же - ребёнок активно отказывается (часто рыдая при этом, т.к. сам не понимает, что происходит).
  2. Упрямство. Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет его дальнейшее поведение, и отказаться от него даже в изменившихся обстоятельствах ребёнку чрезвычайно сложно.
  3. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. На все предложения окружающих ответ: "Да-ну".
  4. Своеволие. Желание всё делать самостоятельно, часто неадекватное возможностям. Например завязывать шнурки или пойти самостоятельно домой и тд.
  5. Протест-бунт. Это когда конфликты с взрослыми становятся постоянными.
  6. Деспотизм. Проявляется в семьях с единственным ребёнком, особенно при чрезмерном потакании всем прихотям окружающими.
  7. Ревность. В ситуации нескольких детей в семье. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые по-мнению ребёнка не имеют никаких прав в семье.
  8. Обесценивание. Характеристика присущая всем переходным периодам. Обесценивается то, что было дорого, привычно, интересно раньше. Ребёнок может начать ругаться (обесценивая старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложеную не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и тд.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и к себё. Психологическое отделение от близких людей. Уважаемые родители, вполне понятно, что первой реакцией большинства родителей на перечисленное выше поведение любимого чада, становится раздражение и желание быстренько поставить не в меру самостоятельное, к тому же наглое существо "на место".Как ни странно, если понаблюдать за поведением взрослого в такой момент, то оно ничем не будет отличаться от поведения 3-хлетнего ребёнка, то же желание настоять на своём, упрямство и ощущение собственной правоты. А в конфликте силы всегда побеждает тот, кто сильнее, вопрос какой ценой. Другая крайность, когда ребёнку начинает позволяться всё, лишь бы не плакал, отстал, любил и тд. Путь удачного сопровождения ребёнка в этот довольно сложный для него период видимо где-то посередине. Но он требует как минимум подключения того, чем мы всё таки отличаемся от детей этого возраста: способности взглянуть на ситуацию со стороны, вариативностью мышления и навыками эмоциональной саморегуляции. А также:

  • предоставление ребёнку выбора,
  • уважение к его мнению,
  • озвучивание для него его переживаний и чувств,
  • не позволение делать того, что действительно нельзя ( только перед этим обязательно показать, что вы его любите и понимаете: " Перед обедом ,конфеты не едим! Понимаю, хочется съесть конфету и после обеда пожалуйста, а до обеда нет- такие правила"),
  • что-то ещё подходящее именно вашему ребёнку.

Успешное прохождение этого периода очень важно, т.к. закладывается фундамент ваших отношений и в будущих кризисах (особенно подросткового возраста). Также в этом возрасте закладывается базовая характерологическая характеристика: Независимость, самостоятельность в случае успешного прохождения кризиса и стыд, и постоянные сомнения в противном случае. Успехов вам.

Более подробные ответы на ваши вопросы и квалифицированную психологическую помощь вы и ваши дети можете получить обратившись в Международный центр практической психологии "Интеграция" т.229-9747.

Последние
вопросы
Вопрос N411
Сыну 1 год 4 месяца. последнее время он стал агрессивен во время прогулок на детской площадке, отбирает игрушки, бьет сверстников. Говорю,что так делать нельзя, но он, похоже, не понимает. Стала сразу уводить его домой после таких инциндентов. Как следует реагировать на его поведение и какие меры принять?
Вопрос N409
У нас такая проблема. Наша дочь - 2,7 не знает слово "нельзя". Лучше объяснить на примере. Она подходит и открывает холодильник просто так. Ей говоришь "закрой, нельзя открывать". Она будет держать дверцу открытой, пока не подойдешь и не уведешь ее. Стоит и смотрит - подойдешь или нет. А через некоторое время снова повторяется. На просьбы не делать что-то (отрывать листья у цветов, открывать холодильник, разбрасывать ложки по полу) не реагирует. Если пригрозить наказанием - падает на пол и кричит. В садике жалуются на "непослушание и невоспитанность". Я прекрасно понимаю, что мы делаем что-то не так, но вот что? Ребенок очень активный (на месте не сидит). Разговаривает плохо. Точнее словарный запас большой и слова повторяет очень охотно, но вот предложениями не говорит - максимум в 2-3 слова. Очень хотелось бы услышать ваш совет.
Вопрос N408
Дочке 2 г. Она очень стала капризной и всем грубит. Но в обществе она не такая ведёт себя прилично. А в детский сад не ходит.
Вопрос N407
Моей дочке 3года. Она стала жадничать. К названию каждой вещи, каждой игрушки добавляет "моя, моё", "не трогайте, не бери". Плачет, если что-то у неё берёшь, причем с её разрешения. Как реагировать?
Вопрос N387
Моей дочке 1,7, последнее время она очень бурно реагирует на запреты, кричит, падает на пол, может стукнуть. Я ее очень люблю, никогда не бью и ласково разговариваю. Чем может быть вызвана такая агрессия и как себя в подобной ситуации вести?


Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100