Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Публикации
Публикации
Счастливое материнство: С чего начать ?!

к. м. н., врач акушер-гинеколог;
ведущая школы будущих мам и пап
Зуева Елена

Внимание !!!
Школа будущих мам и пап (м. Медведково) приглашает на занятия.
Тел.: 472-9956, 8-902-183-7851

Действительно, с чего же начинается счастливое материнство ? Прекрасно, если супруги готовятся стать родителями еще до зачатия. Ведь быть родителями надо учиться. И все же как бы готовы ни были супруги к рождению ребенка, беременность - состояние новое, неизвестное, непривычное, и поначалу, возможно, пугающее.

В организме беременной женщины происходят изменения на уровне нейро-гуморальной регуляции, что в свою очередь приводит к изменению функций всех органов и систем. В коре головного мозга образуется так называемая "доминанта беременности", что приводит организм в состояние готовности выносить и родить ребенка, а также обеспечивает психологический настрой женщины. Беременность, конечно же, процесс физиологический. Однако, протекание физиологического процесса не свободно от психологических установок женщины.

Эмоциональное настроение беременной женщины напрямую влияет на течение беременности и родов, состояние плода и развитие ребенка. Поэтому в древности врачи советовали беременным смотреть только на приятные вещи, красивых людей и всячески избегать неприятных ощущений. Постепенно, на основе этих воззрений, сформировалась целая наука - физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам.

Основными показаниями к ее проведению является как физиологическое течение беременности, так и различные отклонения от ее нормального течения: эмоциональные и вегето-сосудистые нарушения , угроза прерывания беременности, токсикозы и др.

По мнению некоторых психоаналитиков, эти состояния обусловлены различными страхами, непроработанными детскими комплексами, тревогой, ожиданием боли в процессе родов, неуверенностью в себе и своих силах.

Поддержать женщину, решившую стать матерью, оказать психологическуюпомощь, помочь сформировать доверие к себе, научить общению с ребенком уже во время беременности, дать информацию об особенностях протекания беременности и родов и послеродового периода, обучить навыкам мышечной релаксации, дыхания, самомассажа - все это лежит в основе физиопсихопрофилактической подготовки к родам.

Положительное отношение женщины к своему состоянию способствует повышению устойчивости организма к воздействию стрессогенных факторов, в том числе к боли. Изменение порога болевой чувствительности приводит к сокращению периода болезненных ощущений во время родов и их интенсивности и снимает выраженное двигательное возбуждение. Происходит это за счет активации антистрессовой системы организма, повышения выработки эндогенных опиатов, так называемых "гормонов удовольствия", или "внутренних наркотиков", - эндорфинов и энкефалинов.

Кстати, установлено, что эндорфины способствуют повышению уровня пролактина (гормона, стимулирующего лактацию) в послеродовом периоде, что, в свою очередь, благоприятствует естественному вскармливанию. Кроме того, эндорфины опосредованно нормализуют сократительную деятельность матки в родах.

Важным аспектом физиопсихопрофилактики является перинатальная психология, направленная на установление и поддержание гармоничных взаимоотношений с малышом уже в период беременности.

Два десятилентия назад исследователи ряда ведущих стран мира объединились в "Национальные ассоциации пренатального воспитания". В Китае более 1000 лет назад существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили беременность, окруженные покоем и красотой. А в Дании существует "поющий" родильный дом, где практикуется хоровое пение будущих мам и пап. Музыкотерапия и пение обеспечивает психоэмоциональную и мышечную релаксацию, особенно мимических мышц лица, что приводит к нормализации процессов торможения и возбуждения в ЦНС, а на электроэнцефалограмме отражается в виде появления устойчивого альфа-ритма, характерного для состояния покоя и внутренней гармонии.

Сейчас уже известно, что каждый человек несет в себе память о внутриутробном существовании и периоде родов. Воззрения о психической жизни плода стали основными для нового раздела науки о человеке - трансперсональной психологии, которая рассматривает роды как ключевой момент в формировании психики и сознания человека, что находит отражение во всей последующей жизни человека.

Возможным механизмом такого влияния являются так называемые перинатальные матрицы, которые подробно описывает в своих трудах Ст. Гроф. Матрицы - это стойкие функциональные структуры - клише - которые являются базовыми для многих психических и физических реакций на протяжении всей жизни человека. В случае неблагоприятных родов, сильных болевых ощущений, отрицательных эмоциональных воспоминаниях, потери контакта с матерью в последующей жизни могут возникнуть немотивированные страхи, неуверенность в себе, трудности в общении, настороженное и неблагодарное отношение к миру вообще, пограничные состояния и даже неврозы при столкновении с жизненными трудностями.

Это же относится и к послеродовому периоду, в особенности, к общению ребенка с матерью во время кормления грудью. Постольку поскольку фигура матери является для ребенка первым значимым объектом, взаимоотношения с матерью формируют качество взаимоотношений с миром (Э.Цветков "Трансформация психэ", 2001).

В конце беременности и особенно в родах у значительной части женщин возникают необычные психические состояния, т.н. измененные состояния сознания. Они проявляются как ощущения необычайно глубокого счастья, переживания собственной жизни, телепатическое общение с ребенком и родственниками, необычные звуки и видения, видения себя со стороны и др. Подобные феномены могут наблюдаться и после родов. С точки зрения психоаналитической науки подсознание человека, которое воспринимает все буквально, в эти периоды максимально открыто для восприятия и усвоения любой информации. Поэтому любое слово оставляет глубокий след и может явиться своего рода программой (существует же такое понятие как нейро-лингвистическое программирование).

Учитывая эти факты, в некоторых родильных домах вербальное общение врачей и акушерок с женщинами во втором периоде родов сведено до необходимого минимума, а музыкотерапия (специальная для беременных женщин релаксирующая или активизирующая в зависимости от акушерской и психологической ситуации, а также во время медикаментозного сна -отдыха) часто используется прямо в родильном блоке, особенно в первый период родов, также как и аромотерапия различными маслами. А вот в послеродовом периоде всячески поощряется общение женщины и ребенка, а также с родственниками и друзьями, практикуется раннее прикладывание ребенка к груди и совместное пребывание матери и ребенка.

Практическими формами воплощения физиопсихопрофилактической подготовки беременных, в частности, у нас, в школе будущих мам и пап, являются следующие:

  1. Информационный материал в виде мини-лекций, в которых женщинам рассказывается об изменениях в организме, происходящих во время беременности и родов, на популярном уровне - о клиническом течении и механизме родов, об особенностях послеродового периода, подготовке молочных желез к лактации и уходе за новорожденным. Причем , будущему папе предоставляется реальная возможность быть не просто наблюдателем, а стать активным участником процесса подготовки к рождению и воспитания ребенка.
  2. Действенным способом психотерапии является аутогенная тренировка, которая включает: -обучение навыкам общей психо-эмоциональной и мышечной релаксации - и обучение навыкам управления кардио-респираторной системой- т.е. диафрагмально-релаксационному типу дыхания. Брюшной тип дыхания обеспечивает "кислородный комфорт" для мышцы матки и плода, и позволяет снизить избыточную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, что важно и во время беременности и в период родов.
  3. На практических занятиях проводится гимнастика для беременных, дыхательные упражнения, обучение специальным приемам и самомассажу, способствующим правильному течению родов и снижению болевых ощущений, а также арт-терапия, музыкотерапия. Предлагаются библиотека и видеоматериал.

Быть родителем - это не просто. Этому надо учиться !



Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100