Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Публикации
Публикации
Мыслит ли маленький ребенок?

Центр Интеллектуального Развития Ребенка
под руководством доктора психологических наук,
профессора МГУ им. Ломоносова Цветковой Л.С.
e-mail: psy@psy.org.ru
www: www.psy.org.ru
Л. С. Цветкова

Родился ребенок, маленький, ничего еще не знающий, не понимающий и не умеющий. Но вот проходит время и мы замечаем как каждый день он меняется - начинает воспринимать окружающий его мир и понимать его, радоваться и огорчаться, постепенно превращаясь в мыслящего и умеющего человечка, приносящего в семью огромную радость. И каждое движение его "души и тельца" не остается незамеченным любящими его окружающими людьми, от поведения и умения которых и зависит эффективность развития ребенка.

Как происходят все эти наблюдаемые окружающими заметные для всех метаморфозы, как возникает психика ребенка - до его рождения, вместе с его рождением или после рождения ребенка? Каковы механизмы и условия возникновения его психики, формирования его психических процессов, личности и эмоционально-волевой сферы?

Проблема механизмов и условий формирования, становления и развития психики ребенка является одной из важнейших проблем, от правильного решения которой зависят и те методы, средства и формы воспитания и обучения ребенка, которые либо приведут к эффективному развитию психики ребенка, его способностей, личности и воли, либо задержат или нарушат это развитие. Поэтому мы видим, что этот казалось бы чисто теоретический вопрос детской психологии непосредственно связан с практикой формирования и развития психики ребенка, в том числе и его мышления.

До сих пор существуют разные научные подходы к решению этого вопроса. Так, одни авторы считают, что решающее значение имеет фактор наследственности, другие - приписывают решающую роль среде, которую они рассматривают, прежде всего, с биологизаторских позиций, третьи - объединяют эти два пути, полагая, что они конвергируют, взаимодействуя друг с другом (В.Штерн и др.). Эти условия развития психики ребенка были выведены умозрительным путем.

В российской психологии условия и механизмы рассматриваются с других теоретических позиций. Крупнейшие психологи, такие как Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, А. В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин и др. разработали концепцию о прижизненном формировании психики ребенка (т.е. после его рождения) в предметной деятельности и при общении с окружающими его людьми, путем "присвоения" социального опыта.

Эта группа известных психологов и ряд других (Люблинская, Фрадкин, Лисина, Карпова и др.) в ходе экспериментальных работ показали, что доминирующую роль в развитии психики ребенка играет социальный опыт, усвоенный им на протяжении всего детства под влиянии и во взаимодействии с окружающими его взрослыми людьми, в общении с ними, а также в процессе совместной активной деятельности. Л.С.Выготский справедливо указывал на основе своих экспериментально-теоретических исследований, что ни один из специфически человеческих психических процессов, образований и др., таких как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция собственных действий, личность и т.д. не может возникнуть лишь путем вызревания органических задатков. Для формирования всех этих высших психических функций (ВПФ) необходимы определенные социальные условия жизни, воспитание, общение и обучение. Об этом свидетельствует громадный фактический и экспериментальный материал, накопленный благодаря научным исследованиям в области детской психологии.

Так, например, известны многочисленные данные о вреде "госпитализма", т.е. дефицита общения ребенка с окружающими его предметным миром и людьми. Различные формы изоляции ребенка от воспитания взрослыми людьми (в т.ч. известное явление - "маугли") приводят к резкому нарушению детского развития уже на ранних возрастных этапах, или к его задержке, или к возникновению дефектов тех или других ВПФ, или психической деятельности в целом. Особенно большой урон развитию психики ребенка наносится его изоляцией от мамы. Эти дефекты(или задержка развития) с большим трудом преодолеваются на последующих возрастных стадиях онтогенеза ребенка.

В российской психологии уже давно известно, что социальным опытом дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с ними, которое изменяется и усложняется на протяжении всего детства. Важно отметить, что концепция о влиянии социальной среды на развитие психики ребенка, развиваемая в российской психологии, резко противоположна концепции натуралистического подхода к проблеме развития психики ребенка, развиваемой некоторыми учеными в зарубежной психологии (З.Фрейд, Ж.Пиаже, Е.Инельдер и их современные последователи). Для них общество представляет лишь особую среду обитания, к которой дети адаптируются так же как адаптируются к биологической среде детеныши животных.

Исследования указанных выше отечественных психологов убедительно показали, что ребенок развивается как член общества, и его мышление, так же как мотивы его поведения, формируются под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Мы кратко остановились на вопросе о путях, механизмах и условиях формирования психики ребенка с одной лишь целью - показать всю важность для успешного развития высших психических функций - внимания и восприятия, речи и мышления, памяти и воображения, личности, деятельности, поведения и его мотивов и др. - следующих факторов:

  1. Постоянное взаимодействие ребенка с окружающими его взрослыми людьми. Взаимодействие должно постепенно перейти в их сотрудничество, благодаря которому и развиваются психические функции, усваиваются ребенком социальные формы поведения, практическая предметная деятельность. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребенком возможности и способы усвоения знаний, умений, новых форм поведения.
  2. Известно, что ребенок с самого начала жизни входит в мир окружающих его не только людей, но и предметов, объектов, явлений, и относится он к этому предметному миру практически, действенно. Это первая форма познания окружающего мира, в который вступает ребенок, - воспринимать и действовать. Все формы действия и поведения ребенка и их развитие на всех возрастных этапах, особенно на ранних - младенческом (0-1 г.) и раннем (1-2,5г), зависят от взаимодействия с окружающими взрослыми людьми.
  3. Важным фактором является развитие у ребенка собственной активности в его общении и предметной деятельности, интересов, потребности и мотивов деятельности.

Под влиянием этих факторов формируется психика ребенка и прежде всего мышление, постепенно усложняясь и совершенствуясь. Развитие ВПФ, в т.ч. и мышления проходят не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. Это явление известно в отечественной психологии как концепция или принцип "системного" развития высших психических процессов у ребенка. Мышление тоже проходит свое развитие во взаимодействии с другими ВПФ. На разных возрастных этапах эти системы, т.е. состав взаимодействующих функций, меняются. Так, на раннем этапе мышление формируется в системе с ощущением и восприятием, позже - к 4-5 годам - в системе с памятью и речью и т.д.



Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100