Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Публикации
Публикации
Когда и как начинает мыслить ребёнок?

Центр Интеллектуального Развития Ребенка
под руководством доктора психологических наук,
профессора МГУ им. Ломоносова Цветковой Л.С.
e-mail: psy@psy.org.ru
www: www.psy.org.ru
Л. С. Цветкова

Мышление, - пишет один из известных отечественных психологов С.Л.Рубинштейн, - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Это такой процесс, который соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения между вещами, обобщает получаемые в восприятии данные. Сначала мышление раскрывает существенные связи в окружающих предметах и явлениях, а потом на их основе обобщает. Задача мышления и заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи в окружающем мире и отделить их от несущественных. Всякое мышление обобщает и всегда на всех этапах развития связано с деятельностью человека. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением. Действие - это первичная форма существования мышления, которое имеет много и других функций, в частности - планирование.

Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность (мотив, интерес) что-то понять, поэтому мышление и начинается с вопроса (или с проблемы), поэтому оно всегда направлено на решение какой-либо задачи. Реальный мыслительный процесс связан практически со всеми психическими процессами. Мыслит не "чистая" мысль, а живой человек, -писали Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, - поэтому в акт мысли включаются эмоции, воля. Мышление зависит от степени развитости личности, а мыслительный акт является активным, целеустремленным и волевым процессом.

Содержанием и единицей мышления является понятие, которое есть результат обобщения воспринимаемых явлений, предметов, и выражается оно в слове, в его значении. Мышление включает в свое содержание и предметные образы-представления. Поэтому человек может мыслить не только понятиями, но и образами, которые являются носителями смысла, основной мысли, т.к. образ отражает реальный предмет. Наглядные образы, образы-представления - это все компоненты наглядно-чувственного мышления, но оно связано с логическим мышлением и составляет с ним единство. И все таки основное значение для мышления, его содержания, структуры и др. имеет слово, речь. Слово является не только формой существования мысли, но и средством ее формирования; мысль совершается и выражается в слове.

Когда и как начинает мыслить ребенок?

Трудно представить, что такой сложный психический процесс может начать формироваться у маленького ребенка уже на этапе его раннего детства. И тем не менее теперь уже широко известно, что маленький ребенок мыслит. В нем удивляет все, но самым удивительным является тот факт, что начиная с 1г.2мес. - 1г.7мес. ребенок начинает мыслить, это значит, что у него в этот период его развития уже формируется процесс мышления, и первичной его формой является предметно-действенное (или наглядно-действенное) мышление.

Ребенок, рождаясь, еще не обладает мышлением, умением мыслить, и познание окружающего мира осуществляется процессами ощущения и восприятия предметов, явлений. Все это и становится первой основой, на которой через восприятие и действия с предметами начинает формироваться мышление.

Разумность поведения ребенка в возрасте 1,5 лет была показана многими исследователями. Ребенок 1г.5мес.-1г.7мес. обнаруживает разумность и даже определенную логичность своих действий. Чем же она обусловлена? Ранний способ мышления и все задачи и проблемные ситуации, возникающие перед ребенком, решаются им путем практического действия с предметами. "Мышление - это деятельность, чтобы узнать, а о вещах ничего нельзя узнать, не проследив (в четко обозначенных условиях) что они делают и что с ними делают" (П.Я.Гальперин). Например, перед ребенком в определенной ситтуации, обозначенной взрослым, могут выступать такие задачи как:

  1. Как разобрать игрушку?
  2. Как ее снова собрать? Что нужно сделать, чтобы она снова стала целой.
  3. Что нарисовано на картинке?
  4. Две машинки похожи друг на друга, а еще одна не похожа на них. Чем она отличается?
  5. На картинке машинка, такая же или другая?
  6. Как достать конфету, которая находится далеко от рук? И т.д.

Однако не все окружающее ребенка выступает в качестве условий его мыслительной деятельности. Поэтому и возникает задача (или проблема) выявления и отбора специфических предметов и их характеристик, которые могут являться объектом мысли. Сначала эти операции должен выполнять взрослый и учить им ребенка, а позже ребенок уже самостоятельно сможет найти предмет мысли, задачу и ее решение. Это и есть первичная форма анализа окружающей действительности, а анализ - это одна из операций мышления. Но не всякое действие с предметом может быть названо проблемным и рассматриваться как начальная ступень развития мышления. Так, если 2-Зх летний ребенок, получив задачу открыть крышку коробочки или починить сломавшуюся игрушку, начинает просто играть с коробочкой или постукивать по ее крышке руками, а в сломавшуюся игрушку начинает засовывать другие игрушки и т. д., эти действия не имеют ничего общего с предметным действием, т. к. они не направлены на решение задачи, и ребенок не воспринимает данное ему задание как задачу, проблему. Такие действия -манипулятивные - не являются предметными мыслительными действиями.

Общим признаком мышления, начиная с его практической формы и включая высшую его форму - умственные действия - является направленность действий ребенка на решение определенной и понятной ему задачи. Однако на первых этапах развития мышления задача должна быть оформлена е речи, в вопросе взрослого. Дети с 1,5 до 2 лет жизни, еще не владея разговорной речью, понимают вопрос и часто понимают и знают что, как и для чего они выполняют то или иное заданное им действие. Эта осмысленность и проблемность (понимание задачи) характерны уже для ранних ступеней развития мышления.

Практическое мышление маленького ребенка является действенным и проявляется оно в разных формах деятельности с вещами, предметами, игрушками, например, в расчленении игрушки на части с последующими попытками объединить части в целое, в объединении предметов в однородные группы по какому-либо общему внешнему признаку (по цвету, позже - по форме и т.д.), в конструировании (собирание башни из колец, паровозика из кубиков). Это практически-действенное мышление появляется задолго до вербального мышления. Чтобы эта форма мыслительной деятельности получила свое развитие, необходима смена манипулятивных действий с окружающими предметами в возрасте 1-1,2 года на предметные действия, направленные на решение какой-либо задачи с использованием первичных форм анализа и синтеза предмета. (Например, разобрать башню из колец, а затем снова собрать, сломать машинку, а потом попытаться собрать (починить) и т.д.). Все это возможно лишь при участии взрослого, который должен в речи сформулировать задачу для ребенка ("разбери башню", "а теперь собери ее" и т.д.).

Приведем соответствующие примеры. Девочке Маше (1г.7мес.) мама дала три предмета - коробочку с крышкой, шарик, конфету и сформулировала задачу: "Маша, открой коробочку". Маша взяла коробочку и стала просто манипулировать с нею и с шариком. "Маша, открой коробочку и положи в нее шарик". Маша продолжает манипулятивные действия. В чем дело? Почему Маша не выполняет задание? Дело заключается в неправильном речевом оформлении задания, в нем есть задача, т.е. что нужно сделать, но не подсказаны пути - как это можно сделать, и нет информации, которая бы вызвала интерес, потребность к решению Машей задачи.



Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100