Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Публикации
Публикации
Психологическая готовность ребенка к школе

НИИ "Психосоматика"

Последнее время все родители 4-6 летних детей обеспокоены интеллектуальным развитием своего чада. Начиная чуть ли не с двухлетнего возраста, ребенка начинают водить в различные развивающие группы (даже в группы изучения английского языка!). Бум на интеллектуальное развитие ребенка в настоящее время в самом разгаре. Родители не задаются вопросом, а необходимо ли ребенку интенсивное интеллектуальное развитие? Они зачастую следуют веяньям моды.

Особо остро вопрос об уровне интеллектуального развития ребенка, а, следовательно, об его готовности к обучению в школе ставиться при поступлении в школу (во многих школах устроены даже вступительные экзамены для дошкольников), так как от этого зависит успешность обучения ребенка в школе, т.е. то какие он будет получать оценки. Почему важно, чтобы ребенок пошел в школу психологически готовый к этому. Да потому, что школа - это, по сути, начало социального пути человека, а от того, каким будет это начало зачастую зависит и продолжение. Именно поэтому одним из самых модных направлений при работе с детьми сейчас являются группы развивающего обучения, или подготовки к школе.

Для того, чтобы определить готов ваш ребенок к школьному обучению или нет необходимо провести диагностику у психолога. Такая возможность предоставляется некоторыми школами, в штате которых есть психолог. Если в той школе, в которую вы поступаете, психолога нет, то тогда вам придется заняться нахождением психолога, который занимался такого рода диагностикой. После проведения диагностики психологом проводится консультация, на которой сообщаются результаты тестирования. Если у вашего ребенка выявлена неготовность к школе, то вам посоветуют в течение месяца или двух походить в группу развивающего обучения. Ниже будут изложена информация о том, и по каким компонентам проводиться диагностика психологической готовности к школе, и какие методы могут использоваться в группах развивающего обучения.

Но перед тем как мы осветим этот вопрос, хотелось бы представить те точки мнения о раннем интеллектуальном развитии, которые существуют на данный момент.

Люди, имеющие в своей профессиональной деятельности непосредственный контакт с детьми, по своим мнениям разделились на два основных лагеря. Таким образом, одни педагоги и психологи утверждают: "Чем раньше, тем лучше!". В своем утверждении они основываются на той точке зрения, что основные черты характера, умения и навыки, а так же способы познания действительности закладываются в первые несколько лет жизни ребенка. Существует даже такое мнение, что если ребенок не выучил иностранного языка (следует заметить, в совершенстве) до 10 лет, то он уже никогда не сможет им владеть свободно. Другие же, наоборот, считают, что все должно идти в свой черед в соответствии с темпами развития ребенка. Свое мнение они доказывают тем, что структуры головного мозга имеют свою очередность и время развития, и поэтому, нет смысла пичкать ребенка тем, что он не может усвоить по определению (тяжелыми интеллектуальными заданиями можно отбить у ребенка все желание учиться).

По сути, и та, и другая сторона этого спора в чем-то правы, просто необходимо учитывать не только интеллектуальный компонент, но и особенности и специфику дошкольного возраста. Как это можно сделать? В принципе очень просто! Дорогие родители, вспомните, какая деятельность занимает больше всего времени у вашего ребенка, от какого дела ваше дите невозможно оторвать? Ну, конечно, от ведущей деятельности, от игры! Теперь рассмотрим структуру психологической готовности к ребенка к школе, чтобы понять, с чем идет в этом возрасте работа педагогов и психологов. В то время как основной метод работы мы определили - это, конечно же, игра.

На данный момент в структуру готовности ребенка к школе относят три компонента: мотивационный, интеллектуальный и компонент произвольности. К этим компонентам так же добавляют эмоциональную зрелость ребенка.

При диагностике мотивационного компонента готовности к школе психологом определяются те мотивы, которые руководят ребенка, т.е. то почему он хочет или не хочет идти в школу (существуют адекватные и неадекватные мотивы).

Очень важным компонентом готовности к школе является навык произвольности, именно благодаря ему ребенок может управлять своим поведением, вниманием, память. Достаточно представить себе ребенка бегающего по классу во время урока, и учителя, который не может с ним справиться ни какими методами. В такой ситуации грустно всем, и ребенку, который получил двойку, родителям за то, что они получили выговор за невоспитанность ребенка, и педагогу, который не смог дать нужный материал. И знаете, ребенок вовсе не виноват в такой ситуации, он делает это не специально, он действительно просто не может усидеть на месте, да еще и внимательно выслушать сложный материал. Именно поэтому на занятиях в развивающих группах очень важно уделять большое внимание формированию навыка произвольности в процессе игры.

Игры на развитие интеллекта тоже используются в процессе занятий, в их состав входят упражнения (именно игровые) на развитие мышления, памяти, а так же речи.

В группах обучения могут использоваться разные методы. В большинстве групп развивающего обучения педагоги проводят просто дополнительные уроки для того, чтобы научить ребенка считать или выучить алфавит. Такая форма не очень удачна, так как она направлена на развитие только интеллектуального компонента. Как правило, такие занятия ребенку трудно даются и не очень интересны (таким образом, можно отбить у ребенка даже желание идти в школу). Именно в результате такой формы обучения встречаются дети, которые первый класс учатся отлично (так как они уже знают программу первого класса), но со второго и третьего класса съезжают на тройки, так как психика ребенка была не готова к обучению. Надо понимать, что главное не то, что ваш ребенок умеет писать, читать и считать в 3 года, и уже практически выучил в совершенстве английский, а то, чтобы он наигрался и созрел именно эмоционально. Так как на зрелую личностную структуры лягут успешно любые знания. Ребенок может пойти в первый класс, не умея ни считать, не писать, но если он созрел к получению знаний, к продуктивному общению со сверстниками и учителями, то это не помешает ему сделаться отличником и просто умницей. Поэтому, дорогие родители, лучше найдите такую группу развивающего обучение, где на первом месте стоит творческое общение и ее величество ИГРА.



Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100