Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Публикации
Публикации
Вальдорфский детский сад

Благодарим за помощь
в подготовке материала Варникову Светлану,
воспитателя Вальдорфского детского сада "Алёнушка" ("Семейный лад")

Вальдорфская педагогика была основана в 1919 году ученым, исследователем и философом Рудольфом Штейнером. Созданная им философская система именуется антропософией и служит современным вальдорфским педагогам источником мудрости и вдохновения.

Вальдорфская педагогика имеет в своей основе общечеловеческие идеалы добра, гуманизма, исповедует принятые в обществе нравственные нормы, а своё название она получила от места, где была открыта первая школа. С тех пор вальдорфские школы и детские сады открылись в разных странах мира, а с 90-х годов начали появляться в России. На сегодняшний день в нашей стране примерно 30 школ и 70 детских садов (из них в Москве - соответственно 10 и 15).

Что же такое Вальдорский детский сад и что его отличает от обычных детских садов?

Вальдорский детский сад-это именно детский сад. В нем малыш, подобно растению, растёт и развивается в заложенных самой природой временных рамках, которые не могут быть ускорены, форсированы, чтобы не нарушился природный баланс в организме ребёнка и не уменьшились, не были неразумно растрачены, его жизненные силы.

Такой детский сад создаёт уютную атмосферу любви и тепла, благоприятную для развития индивидуальности ребёнка. Ведь то, что происходит в детстве, закладывает основу для дальнейшего развития - и духовного, и физического. Дети находятся в атмосфере народных игр, сказок, песен. В одной группе собираются дети разных возрастов-от 3 до 7 лет. Это помогает им прочувствовать отношения старших и младших. Руки воспитателя все время заняты (готовкой, рукоделием), но никакое занятие не помешает ему вовремя прийти на помощь и сказать несколько теплых слов малыш.

Итак, один день в детском саду.

Жизнь в детском саду имеет свой регулярный ритм дня, недели, года. Замечено, что многие психологические проблемы и проблемы, связанные со здоровьем могут быть решены при создании удобного, естественного ритма. Каждый день имеет свои периоды активности и спокойствия, моменты обращения к внешнему миру и моменты погружения в себя. Кроме того, каждый день имеет свою ключевую активность, например, в понедельник - это рисование акварелью, во вторник - лепка из воска, в среду - уборка, в четверг - выпечка.

Каждое утро, приходя в садик, дети окунутся в ритм, который становится для них родным и привычным. День начинается со "свободной игры", во время которой дети создают воображаемый мир, наполняющий комнату пением, смехом, творчеством. Достаточно только окружить малышей подручным. Так называемым "сырым" материалом для игр, и их воображение превратит самые обычные деревянные чурочки в подводную лодку или в сказочный замок. В вальдорфских садах практически нет фабричных игрушек с раз и навсегда заданными функциями. Они не развивают воображение и быстро наскучивают детям. Зато здесь много самодельных игрушек (например, тряпичные куклы) и игрушек, взятых из природы: камни, брёвнышки, шишки, желуди, каштаны. Каждое утро детсадовская комната становится "творческой лабораторией", к которой решаются самые настоящие проблемы, как и созидательно-строительные, так и проблемы взаимоотношений.

После окончания игры, игрушки возвращаются на свои места, а дети садятся в круг. Это время игр (в т. ч. и пальчиковых), стихов и песен. Одним из главных составляющих "утреннего круга" является хоровод или музыкально-ритмическая игра. Вы не задумывались: почему дети так любят хороводы? Такие разминки объединяют детей, помогают осознать себя в коллективе, снимают напряжение, а кроме того благоприятствуют развитию речи, музыкального слуха, чувства ритма, двигательной активности.

Вдоволь пообщавшись и повеселившись, дети отправляются на свежий воздух. Здесь можно бегать, играть и при этом познавать окружающий мир. Именно с детства закладывается в человеке любовь ко всему живому, бережное отношение ко всему, что нас окружает. В вальдорфской системе общение с природой тесно связано с годичным циклом. Весной очень интересно сажать растения, следить за их ростом, осенью - собирать урожай, зимой - лепить снеговика.

Перед сном наступает время сказки. При этом зимой детям рассказывают "зимнюю" сказку, а летом - "летнюю". Сказки могут быть волшебными, бытовыми, или о животных, но главное чтобы сказку рассказывали, а не читали, что бы был контакт глаз, а слова были живыми и тёплыми, идущими от сердца.

Особое место в вальдорфском детском саду отводится праздникам, ведь это общая радость, сближающая людей, это событие, дающее массу эмоций и впечатлений!

Что бы праздник состоялся к нему нужно подготовиться. Это делают вместе и воспитатели, и дети, и родители: пекутся булочки, разучиваются песни, стихи, украшается комната. В вальдорфском детском саду, кроме общенациональных праздников, таких как новый год, Женский день, существуют праздники, отражающие ритм года. Например, День Урожая. Это красивый праздник сопровождается костром из листьев, печеной картошкой. Всех гостей угощают хлебом собственного приготовления.

В ноябре наступает время ещё одного удивительного праздника - Дня Фонариков. Темным вечером взрослые и дети, взяв в руки самодельные фонарики, идут по тропинке , обходя владения гномов, в поисках драгоценностей, которыми гномы решили поделиться. Свет фонаря в холодную зимнюю ночь навсегда останется в памяти ребёнка, как напоминание об огне, способном осветить темную сторону нашей жизни. В декабре наступает время ожидания Рождества. Отмечается этот праздник при свечах, с яблоками негромкой музыкой. А потом следует встреча Нового года, Колядки, всеми любимая Масленица, Пасха. А, когда становится по настоящему тепло, дети выходят на лужайку, украшают березки к Троице, водят хороводы. Большое внимание уделяется отмечанию Дня рождения каждого малыша. Именинник приходит в группу с мамой и папой, которые рассказывают о своём ребёнке, вспоминают самые интересные моменты его жизни. В этот день обязательно будет и детский хоровод, и небольшой подарок имениннику и домашнее угощение.

Список литературы:

  1. Карлгрен Франс "Воспитание к свободе" Московский центр вальдорфской педагогики, М.1993г.
  2. "Вальдорфский детский сад" Брошюра составлена воспитателями ДОУ N412 г. Н.Новгорода.
  3. Школьный журнал "Семейный лад" зимний выпуск 1997-1998 год.

Обсудить статью в форуме



Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100