Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Публикации
Публикации
Глина с характером [часть 2]

Лельчук А.М.
преподаватель студии раннего развития
"Наши дети" при Детско-юношеском центре "Норд-Вест" в Строгино
(757-8816, Строгинский б-р, д.17, к.2)

Лепка из глины, развитие образного и конструктивного Мышления.

Нематериальные результаты

Взрослые привыкли, что на занятиях в творческих студиях дети должны не просто что-то делать, но и сделать, произвести некий художественный продукт. Считается, что, осваивая некие стандартные методы работы с материалами, красками, кистью, ребенок внутренне развивается.

Несмотря на то, что это мнение царит в подавляющем большинстве художественных студий, мне оно представляется в корне неверным. Только свободная игра, свободное творчество при одобрении и поддержке взрослого включает в сознании ребенка механизмы обучения и формирования здоровой личности.

Совсем маленькие дети - до четырех лет - вообще не отличают вещи, слепленные своими руками, от игрушек. Они не отличают процесс лепки от игры в слепленное. Для них лепка и есть игра. Учитель должен всячески поддерживать и осторожно направлять эту игру. Играя в глину с трехлетками, нужно на их глазах лепить все, что им нужно для игры, не заботясь о дальнейшей судьбе этих "произведений". Это самые дешевые и прекрасные игрушки. Они очень гибки, мобильны - куда там разрекламированному "Лего". У зверей шевелятся руки и ноги, к машине можно добавить двери, прицеп, водителя, в домике можно прорубить дверь или окно. Ребенок может их сам видоизменять, как ему захочется, долепливать, перелепливать, и даже ломать. В игре в глину мы можем позволить ему ломать свои игрушки сколько ему вздумается. Ведь учитель тут же может слепить другую такую же. Ломать игрушки МОЖНО! Разве это не праздник и для ребенка, и для взрослого!

Второй род деятельности маленького ребенка, кроме игры - исследование. Глина дает и тут простор для деятельности, и нужно дать ребенку спокойно позаниматься, на первый взгляд, совершенно неконструктивными вещами. Отщипывать от куска глины кусочки и складывать на стол, резать ножичком колбаску на мелкие куски, расплющивать куски глины в лепешки, выковыривать в куске глины дырки и засовывать в них мелкие кусочки - это исследование физического мира. Просто ухватить "огромный" шмат глины и таскать его по всему классу на вытянутых руках - это тоже исследование. Это занятие сродни возне в песочнице. Оно очень полезно, хотя не ведет ни к каким материальным результатам.

"Делай, как я"

Американская художница Эдит Крамер, одной из первых сформулировавшая теоретически и воплотившая на практике многие идеи искусствотерапии, много раз писала в своих статьях и говорила в личных беседах, что искусствотерапевт должен не меньше половины своего времени уделять собственно искусству, и только оставшуюся часть - работе с детьми. Искусствотерапевт должен быть самодостаточным художником, скульптором, графиком, независимо от его занятий с детьми. Тогда и его занятия с детьми будут эффективными. Написав не одну книгу по искусствотерапии, являясь фактически матерью-основательницей этой области педагогики, Эдит Крамер считает себя в первую очередь художницей, а уж затем педагогом.

Если следовать этому требованию, то между учителем и учениками возникает та же система взаимоотношений, что была между мастером и учениками в древности. Мастер применял свои умения на практике и учил тому же самому своих учеников. Основным принципом обучения было: "Делай, как я". На его основе строились и конкретные методы обучения и критерии оценки ученических работ. Но самое главное - перед глазами ученика всегда было живое воплощение цели его стараний. Он учился делать то, что постоянно видел и использовал в своей жизни.

В наше время мы, к сожалению, часто вынуждены учить детей довольно абстрактным вещам, которые они нигде, кроме как в студии, не видят. Мы их обучаем рисовать красивые картины, а в жизни их окружают убогие заборы и безвкусица реклам, учим их лепить свистульки, а дома у них магнитофоны и радио.

Наша студия должна быть не просто комнатой занятий с детьми, но и собственной мастерской учителя. И для детей это должен быть не просто класс, где их учат лепить поделки для похвальбы и установки на полку, а место, где глина жива, или, выражаясь детскими понятиями, где в нее можно играть. Дети, особенно совсем маленькие, должны иметь возможность свободно передвигаться по мастерской, самостоятельно брать готовые игрушки и инструменты. Таким образом, они привыкают, что глина - это нормально, это жизнь. Что глина есть, и из нее можно слепить все, что хочешь. Как слепить - второй вопрос, и он решается в рабочем порядке.

Фантазия

В ребенке постоянно вертится рой фантазий, которые он не может ни высказать, ни воплотить из-за своих ограниченных технических возможностей. Взрослым кажется, что он не может ничего путного сам выдумать и сделать. Конечно, он не может сделать, потому что у него маленькие, слабенькие ручки, небольшой опыт, мало слов для самовыражения. Но идей у него предостаточно, и часто они вовсе не так фантастичны, как кажется взрослым. Как только ребенок начинает воплощать свои фантазии в доступный ему материал, становится видно, насколько он практичен и даже прагматичен.

Глина как раз тот материал, с которым он может легко справиться. Она лучше пластилина, потому что гораздо мягче. И она лучше карандашей и красок, потому что из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть. Если, конечно, не вдалбливать ребенку, что из глины можно лепить только чашки, свистульки и тарелки, а лепить машину, самолет и Бабу-Ягу - моветон.

Иногда ребенок уверен, что слепил что-то определенное, а взрослый видит в этом только кусок глины с несколькими дырками. Это нормально. Ребенку старше пяти лет стоит ненавязчиво посоветовать доделать игрушку так, чтоб и взрослый понял, что у нее где. Требовать выполнения совета смысла не имеет. На младших детей подобные советы вообще редко оказывают какое-то действие. С одной стороны, их вполне устраивает результат, а до остальных зрителей им дела нет. С другой стороны, их руки обычно еще не могут сделать лучше. Взрослый должен просто принять работу как есть.

Очень важно для подобной работы, чтоб глина была хорошая, правильно разведенная, не липкая, не трескающаяся, чтоб была печь для обжига. Но главное - это чтоб учитель сам мог за три секунды слепить любую только что пришедшую в голову фантазию - свою или детскую.

Материал

Основой наших занятий является лепка из глины. Любые занятия лепкой помогают ребенку осваивать пространство, развивают его конструктивные способности, учат находить правильные соотношения частей и целого, развивают мелкую мускулатуру пальцев.

Лепка из глины особенно полезна, потому что внимание ребенка не отвлекается на разные цвета, и он сосредоточивается именно на пространственных особенностях работы. Кроме того, глина имеет характерную и очень разнообразную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувствительность к материалу. Кроме того, обожженная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребенок может пользоваться в настоящей жизни или играть и очень этим гордиться. Занятия глиной в студии особенно важны, потому что нигде, кроме как в студии, ребенок не имеет к ней доступа.

Глины должно быть в студии много, в избытке. Для детей, особенно для мальчиков, важно иногда померяться силами с "великаном". Двадцатикилограммовый ком глины, от которого ребенок с усилием может оторвать кусок, прекрасно выполняет эту роль.

Кроме того, при неограниченном количестве материала творческое воображение ребенка не встречает никаких искусственных границ. Размер его желаний ограничивается только его собственным умением, силой рук и сопротивлением материала. Это довольно серьезные ограничения, и ребенку волей неволей придется с ними считаться. Это поможет ему научиться правильно оценивать реальные трудности и меньше обращать внимание на условности. Кроме того, он осознает естественную необходимость ограничивать свои желания и привыкает к внутренней дисциплине.

Перспективы

При занятиях художественным творчеством с детьми очень важно чётко представлять себе этапы творческого развития ребенка. У разных детей границы этапов разные, варьируются в пределах до года в ту или иную сторону. Но наличие этих этапов обязательно.

Примерно до пяти лет ребёнок пробует играть в художественные материалы. Задача взрослого - играть с ним, показать все доступные ему способы этой игры, поощрять его собственное творчество. Главное слово этого периода - "игра".

Примерно до восьми-девяти лет ребенок находится в "свободном полёте" - нужно поощрять всяческую его творческую самостоятельность, иногда помогать ему и делать что-то за него, иногда показывать ему технические приемы, помогающие достичь осознанных ребенком целей. Главное слово этого периода - "фантазия".

Примерно до двенадати лет ребенок пытается привести свою работу в соответствие с общепризнанными критериями красоты и правильности. Взрослый должен очень тактично оценивать работу ребенка, всячески поддерживать в нем память о предыдущем периоде свободного творчества, четко преподавать необходимые технические умения, требовать художественной дисциплины, умело направлять буйные фантазии. Главное слово этого периода - "красота".

Обычно нетерпеливые педагоги и родители спешат дать технику в первом и втором периоде. Это развивает руку, но губит творческую самостоятельность. Ребенок привыкает работать на заданную тему заданными приемами.

Если терпеливо выдержать первый и второй период, не навязывая ребенку своего представления о красоте, то уже к концу второго периода он поразит вас яркими и самобытными работами, в которых вы сможете свободно читать его душу. Если правильно пройти третий этап, то в двенадцать-тринадцать лет ваш ребенок скорее всего будет рисовать и лепить на уровне художественного училища в смысле техники, и будет сложившейся творческой личностью в смысле творчества.

К сожалению, пройти через эти три "заставы" даже при наличии врожденных художественных способностей удается лишь немногим. Слишком много искушений и препятствий ставит на нашем пути практический мир. Да это и необязательно: есть много других способов стать хорошим человеком, кроме успехов в художественном творчестве. Но любая попытка движения в этом направлении оправданна и благотворна, ибо, как сказано, "мир спасётся красотой".



Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100