Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Публикации
Публикации
Раннее музыкально-ритмическое развитие ребёнка

Центр "Я САМ"

Вот и настал долгожданный момент рождения вашего малыша, момент бесконечного счастья, безудержных эмоций и новых забот. Каждая мама волнуется, чтобы вовремя накормить, перепеленать своего малыша, погулять с ним. Однако уже в первые месяцы у любящей мамочки появляется необходимость разнообразить периоды бодрствования своего карапуза, обеспечить ему достойный досуг. А желание развлекать малыша, заметьте, рождается естественно, как бы само собой. Поэтому, специалисты считают, что музыкально-ритмическое развитие естественным образом может вливаться в жизненный ритм малышей от 3-х до 9-ти месяцев.

В последнее время проблемы раннего развития привлекают специалистов разных профессий: педагогов, психологов, музыкантов, врачей. А возникающие дискуссии между ними доказывают лишь одно: для формирования предпосылок к овладению всевозможными знаниями, умениями и навыками, более благодарного возраста, чем младенческий, не найти. Полученные знания в этот период оставляют глубокий след в сознании ребёнка и определяют успешность в овладении этими видами деятельности на всех следующих возрастных этапах обучения.

Музыка - источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок естественно открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности урока раскрывает себя, свой творческий потенциал. Важно выделить интересы каждого ребёночка, его способности к тому или иному виду деятельности и, что самое главное, создаст условия для удовлетворения его интересов. Благодаря грамотным занятиям у малыша постепенно разовьётся музыкальный слух.

Вам известно, что побуждать ребёнка "петь" можно с четырёх месяцев. Необходимо обратить своё внимание на певучие звуки, которые слышны, когда ребёнок гулит и запомнить их. Затем на мотив какой-либо песни весело пойте, копируя лепет своего малыша, тщательно пропевая протяжные, певучие звуки из репертуара своего карапуза. Если Ваша совместная деятельность находит высокий эмоциональный отклик у малыша, пробуйте во время пения вводить новые звуки (которые ещё не издавал Ваш малыш или короткие слова). Чаще меняйте высоту и ритм в ваших музыкальных уроках.

Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие её ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

Переживание ритма, а, следовательно, и восприятие музыки - это активный процесс. Восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом, оно всегда слухо-двигательный процесс.

Так, развитие чувства ритма у малышей происходит благодаря равномерным танцевальным или игровым движениям под музыку. Опыт Центра "Я САМ" показывает, что малыш быстрее учится, если в "танцах" принимает участие ещё 2-3 взрослых со своими детьми.

Мамочки могут танцевать со своими трёхмесячными карапузами на руках. Во время различных танцев мамы покачивают малышей, наклоняют, подбрасывают и кружатся вместе с ними. Если в танце предусмотрено удерживать малыша одной рукой, то свободной рукой можно двигать ручкой малыша, трясти погремушкой, делать ритмичные движения платком или каким-либо музыкальным инструментом (мы предлагаем: детский бубен, маракас, звенящее яйцо, трещотку и т.д.).

Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка, что является естественной предпосылкой для формирования гармоничной личности. Так, при правильном музыкальном воспитании уже в 8 месяцев ребёнок, начинает делать движения в такт музыке. А после года танцуют уже самостоятельно.

Важную роль наряду с музыкально-ритмическим воспитанием ребёнка имеет своевременное развитие таких психических процессов как: слухового и зрительного внимания, памяти, восприятия и речи.

Для развития у ребёнка зрительного внимания и сосредоточения малышу во время занятий необходимо видеть лицо педагога, его мимику, артикуляцию (во время исполнения различных песен или потешек). Включая в один урок музыкальные произведения разного жанра, темпа, характера, мы развиваем у детей с самого раннего возраста слуховое внимание и сосредоточение.

Повторяемость музыкально-двигательного материала обеспечивает развитие различных видов памяти у малышей в период от 3-х до 9-ти месяцев. Использование наглядного материала (игрушек, картинок) в движении способствует развитию зрительного восприятия и функции прослеживания (необходимый навык для дальнейшего быстрого лёгкого овладения чтением). Во время показа игрушка находится в постоянном движении, отражающем ритм музыкального произведения. Сами же игрушки должны быть обязательно яркими, красочными. А видеть их малыш должен только на своём музыкальном уроке, для того, чтобы они оставались для него интересными и занимательными.

Следующей из важнейших задач детского развития, стоящих перед ребёнком раннего и дошкольного возраста, является овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение и общение со сверстниками.

Музыкально-речевые игры способствуют полноценному речевому развитию всех детей. В них входят малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, короткие четверостишия, народные детские песенки), игры-сценки, специальные логопедические упражнения. С их помощью у ребёнка буквально с рождения успешно разовьётся подражание речи взрослого, речевая активность и коммуникативная функция речи.

Специалисты Центра "Я САМ" уверены в необходимости проявлять специальную и, главное, своевременную заботу о речевом развитии каждого ребёнка. Именно своевременный "толчок", получаемый детьми на этих музыкально-речевых уроках в раннем возрасте, способен стимулировать речевое развитие ребёнка и направлять это развитие в нужное русло, открывая тем самым путь к дальнейшему самостоятельному обогащению и усовершенствованию речи.

Упражнения же из музыкальной гимнастики воздействуют на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Актуальность музыкальной гимнастики обусловлена ещё и тем, что доступна всем детям, так как её содержание базируется на знакомых занимательных упражнениях и способствует своевременному двигательному развитию. Упражнения музыкальной гимнастики просты по двигательной структуре. Это обще развивающие упражнения, но их выполнение более интересно детям, так как выполняются они с добавлением элементов из современных или народных танцев.

Признавая за слушанием музыки огромную роль в развитии музыкального восприятия, кругозора и вкуса детей, можно рекомендовать методику слушания музыки, например, высокохудожественные инструментальные и вокальные произведения выдающихся композиторов: М.Глинки, Н.Римского-Корсакого, П.Чайковского, И.Баха, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шопена и многих других.

Музыкальные произведения для детей должны быть высоко художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой, приобщать к прекрасному с самого раннего возраста. Кроме того, и это не мало важно, произведения должны передавать чувства, настроения, доступные детям.

Вот несколько рекомендаций от Центра "Я САМ". Для детского слушания музыки в раннем возрасте подбирают:

  • небольшие по объёму произведения с яркой мелодией
  • несложной гармонией
  • ясной формой
  • негромкой силы звучания
  • небыстрые по темпу

Родители должны помнить, что громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии.

Музыка, как и художественное слово или картина, должны с раннего детства стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.

Прослушивание классической музыки Вашим ребёнком с рождения обязательно разовьёт интерес, любовь к ней, расширит музыкальный кругозор, повысит музыкальную восприимчивость и разовьёт зачатки музыкального вкуса.

Отдельно хотелось бы упомянуть об огромной роли взрослого и его эмоциональном участии во всех предлагаемых играх.



Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100