Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Публикации
Публикации
Путь к свободе

Мананникова Марина
Монтессори-педагог Детского Международного Клуба
индивидуального развития "Пиноккио"

По отношению к Монтессори-педагогике в общественном мнении господствуют предрассудки и предубеждения. Самых распространенных - два: во-первых, метод Монтессори предназначен для развития мелкой моторики у отсталых и слабоумных детей; во-вторых, в этой системе детям позволяется делать все, что им хочется.

Нелепость и поверхностность первого предубеждения настолько очевидна, что опровергнуть его не составляет труда любому - сколько-нибудь объективному - заинтересованному лицу. Да, доктор Монтессори начинала свой педагогический путь с работы с умственно отсталыми детьми, однако ее питомцы на состоявшейся в Риме в 1900 году олимпиаде учащихся начальной школы превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. И в каком, скажите на милость, детском саду для "нормальных" детей можно встретить автодидактические материалы, позволяющие самостоятельно вывести таблицу умножения, произвести синтаксический разбор предложения или уяснить различия десяти основных географических форм суши и воды?

Не так просто обстоит дело со вторым предубеждением, касающимся одного из фундаментальных принципов метода Монтессори - свободы. Понимание сущности понятия свободы у Монтессори требует от родителей и педагогов определенной степени философской культуры или, хотя бы, готовности признать собственную некомпетентность непрофессионала в этом вопросе, готовности критически переосмыслить свои представления.

К сожалению, господствующий в обществе менталитет здравого смысла закрепил за понятием "свобода" следующее значение - свободный выбор желаемого, вседозволенность, безнаказанность, в конечном счете, анархия. Это понимание свободы можно охарактеризовать как "свобода от" - свобода индивидуума безнаказанно осуществлять свои желания.

Понимание свободы у Монтессори, безусловно, отличается от вышеизложенного. Оно находится в русле философских идей конца XIX - начала и середины XX века и соотносится с наиболее значимыми концепциями этого времени - философией жизни (Анри Бергсон), философской антропологией (Макс Шелер), неофрейдизмом (Эрих Фромм). Последний в книге "Бегство от свободы" подробно исследует как негативную "свободу от", так и позитивную "свободу для", т.е. свободу самореализации, творчества, развития личности. Именно в этом контексте следует рассматривать свободу ребенка, как она реализуется в методе Марии Монтессори.

По Монтессори, свобода - понятие скорее биологическое, оно почти тождественно максимально возможной независимости субъекта от окружающей среды, т.е. от поддержки и помощи извне, от изменений природной и социальной среды. Очевидно, что развитие человека представляет собой путь ко все большей независимости - рождение, отнятие от груди, научение ходить, говорить, мыслить. В этом контексте действительная свобода выбора невозможна без способности абстрагироваться от условий и давления окружающей среды, без способности самостоятельно думать и рассуждать, принимать решения. Это свобода, которую можно взращивать и развивать, это свобода - естественно развивающаяся внутренняя способность выбирать наилучшее для себя и других. Эту величайшую способность человека можно расшифровать как свободу от собственной беспомощности и бессилия, лени и эгоизма, зависимости от других как в мыслях, так и в действиях.

Бесспорно, ребенок обладает спонтанностью выбора, однако не имеет нравственных критериев и отягощен естественным детским эгоизмом. Поэтому он не всегда выбирает то, что действительно "хорошо", т.е. способствует развитию его способностей и реализации внутренней программы. Поэтому вседозволенность, равно как и гиперопека (что обычно является синонимами), вредны для ребенка. Каждому выбору должен предшествовать мыслительный акт: акт осознания проблемы, анализ всех возможных путей ее решения, выбор наилучшего пути и, наконец, реализация выбора. Смысл метода, разработанного Монтессори, и заключается в том, чтобы помочь ребенку воспитать в себе внутреннюю способность свободы. Это осуществляется в процессе свободной работы ребенка в специально подготовленной среде. Такая работа, осуществляемая без принуждения взрослых, без заданных ими форм (что характеризует традиционное фронтальное обучение), является внутренней потребностью ребенка, поэтому она приносит ему радость и умиротворение, излечивает психологические отклонения и комплексы, ведет его по пути сознания и самосознания, возвышает его до звания "человека разумного". Приведем слова Марии Монтессори: "Тысячи наблюдений, проведенных среди детей различных социальных слоев, доказывают, что речь идет о точных данных, полученных как в области психологии, так и педагогики. Не подлежит сомнению, что рабочая деятельность - это позыв природы, так как без работы нельзя построить личность и у нее будут развиваться отклонения. Человек строит сам себя через работу, которую нельзя заменить ничем другим - ни благополучием, ни нежной любовью".

Свободная работа в Монтессори-классе имеет несколько необходимых аспектов:

  • свобода выбора (выбор автодидактического материала для работы; выбор варианта работы с данным материалом в контексте базисного использования; выбор времени, длительности работы в соответствии с потребностью и внутренним ритмом; выбор рабочего места; выбор партнера для работы);
  • свобода коммуникации - любой ребенок имеет право общаться с другими детьми и со взрослыми, обратиться с вопросом и получить на него доброжелательный ответ;
  • свобода рефлексии - у ребенка должна быть возможность и время обдумать свои предыдущие и последующие действия.

Таким образом организованная свободная работа имеет свои результаты, которые ясно видны у детей уже после года систематических занятий в Монтессори-классе. Во-первых, свобода развивает индивидуальность - личностные способности, способы самовыражения, свой собственный метод организации опыта. У Монтессори свобода защищает и выявляет уникальность личности ребенка, которая может быть искажена, перечеркнута в традиционном образовательном процессе.

Второе достижение свободы есть самоконтроль, или внутренняя дисциплина. Дисциплина у Монтессори - это владение собой как внутренняя способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других. Реальная дисциплина никаким образом не связана с давлением, принуждением, насилием. Скорее она соотносится с удовлетворением и радостью от правильного решения задачи и является внутренним ощущением человека.

Далее, свобода дает способность полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития. Эта концентрация на работе настолько абсолютна, что ребенок не замечает никаких других стимулов вокруг себя.

В-четвертых, свобода необходима для формирования сознательного послушания, которое добровольно выбирается, а не навязывается, и в дальнейшем преобразуется в законопослушность.

Следовательно, свобода тренирует волю. Сильная воля и самоконтроль позволяют говорить о таком результате свободы, как высокое чувство ответственности за себя и за других. В дальнейшем это трансформируется в такие достоинства, как надежность и порядочность.

Следующие достижения свободы - трудолюбие и стремление к самосовершенствованию., Деятельность, выбранная в соответствии с внутренней потребностью, совершаемая без принуждения, никогда не приводит к усталости ребенка, а, напротив, является для него величайшей привлекательностью и в дальнейшем формирует стойкую внутреннюю мотивацию к работе.

Еще одно преимущество свободы по Монтессори - высокая интуиция, которая является ни чем иным, как именно способностью выбирать именно то, что необходимо в данной ситуации. Это как раз то, что ребенок тренирует, осуществляя свободный выбор в Монтессори-среде.

И последний, но немаловажный результат свободы - хорошая социльная адаптированность. Обстановка в Монтессори-группе дает ребенку шанс почувствовать себя свободным, независимым, активным членом реального общества в миниатюре.

Итак, свободен ли ребенок в группе Монтессори? Да, безусловно. Позволяется ли ему все? Нет, не позволяется. Позволяется ли ему делать все, что ему хочется? Да, ему позволяется делать все, что ему действительно хочется - идти собственным уникальным путем, развивать свои способности, вырасти в Человека. "Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности:Мысль о том, что ребенок является личностью самостоятельной, казалось, не придет никогда и никому:Ребенок как человеческое создание, как жертва, которая работает, страдает и является лучшим из друзей, все еще неизвестен. Это чистая страница в истории человечества. Страница, которую нам хотелось бы заполнить" (Мария Монтессори).

Мы приглашаем малышей в возрасте от 2 до 6 лет в абонементные группы, работающие по системе Монтессори в прекрасно укомплектованной Монтессори-среде под руководством опытных Монтессори-педагогов, имеющих дипломы Международной Монтессори Ассоциации. Мы находимся на Ленинградском проспекте между ст.м "Сокол" и "Аэропорт". Наши телефоны - 157-06-32 и 545-74-53. Наш сайт - www.pinocchioclub.ru.



Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100