Последнее обновление: 6 Июня 2016 Rambler's Top100 Copyright by Oltri 2000-2010  

Грудное вскармливание Уход за ребенком Логопед Психолог Раннее развитие Педиатр
Видео Акции Копилка семейного опыта Публикации Справочник Форумы Фотогалерея
Главная страница : Уход за ребенком
Уход за ребенком
Обучение уходу. А знаете ли Вы?

Психолог-перинатолог, т.е. консультант по развитию ребенка
Майорская Мария Борисовна
Работает в Центре "Рожана" более 10 лет, пройдя долгий путь от ассистента на занятиях по дородовой подготовке, до одного из ведущих специалистов. Член общественной группы поддержки "Матери за грудное вскармливание".

Нужно ли учиться ухаживать за новорожденным ребенком, или он будет расти сам, а все что с ним делать подскажет материнский инстинкт?

Но может ли инстинкт подсказать как сцеживаться и использовать пустышку без вреда для себя и ребенка, как носить ребенка в перевязи, каким способом контрацепции лучше всего воспользоваться во время кормления грудью, какие правила следует знать при вакцинации и госпитализации малыша и многое другое?

Нет, инстинкт не может дать ответы на многие элементарные вопросы. Если бы инстинкт так много знал, то у мам не возникали бы бесконечные сомнения в правильности своих действий и им не нужны были бы журналы для родителей и книги. В конце концов, 97 % женщин кормили бы свих детей исключительно грудью до 6 месяцев, а на грудном вскармливании с прикормом до 2-3 лет оставалось бы 90 % детей. Однако, грудное вскармливание до 6 месяцев жизни сохраняет лишь 10 % российских мам. Из этого можно заключить, что даже элементарная материнская функция, которая всем казалась инстинктивной, без обучения не реализуется на практике.

Можно ли научиться ухаживать за ребенком по книжкам?

Можно, после нескольких проб и ошибок, как правило, к четвертому ребенку. Именно такова, согласно статистике, эффективность обучения без наблюдений на практике при выращивании цветов или домашних животных. Но ошибки в уходе и воспитании детей вряд ли сравнимы с болезнью четвероногого друга или гибелью цветочка. А если учесть, что среднее число детей в современной молодой семье - 1.5 ребенка, то такое поведение кажется просто безответственным экспериментом над собственным чадом.

Какая разница как ухаживать?

Соответствие ухода психофизиологическим нормам определяет полноценность психоэмоционального и физического развития ребенка. Без точных знаний и специального обучения маме не удастся:

  • провести адаптацию к новому пространственному объему, (ведь ребенок появился на свет из тесной матки, и ему в этой тесноте было хорошо, а в новых условиях - плохо);
  • обеспечить достаточный телесный контакт (а без него нервная система ребенка не сформируется полноценной);
  • справиться с плачем ребенка (а беспричинный плач может нарушить нормальное развитие его нервной системы);
  • сохранить исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев, (а без этого нервная, иммунная, эндокринная и пищеварительная системы ребенка не получат биологически активных веществ, необходимых для своего полноценного формирования);
  • сформировать пищевое поведение (то есть базу для здоровья желудочно-кишечного тракта, а оно формируется от рождения до 2-ух лет);
  • сформировать половое поведение (а это основа сексуального здоровья и профилактика сексопаталогий и психосексуальных расстройств, как правило, об этом ничего не знают не только матери, но и многие специалисты);
  • создать условия для формирования уверенности в себе.

Можно ли это сделать, опираясь на инстинкт?

Материнский инстинкт и чутье - замечательные качества, но без материнского поведения они не могут реализоваться. А последнее формируется только в результате обучения и наблюдения. Это давно и хорошо известный факт, который родители не хотят признавать, надеясь на авось. Даже если у матери 2-ой ребенок, а ее никто ничему не обучал, она способна только повторять свои собственные ошибки

Вглядитесь в статистику, и посмотрите, что получается, если родители действительно хотят добра своему ребенку и прошли обучение:

  Если маму уходу
обучали не обучали
Психоэмоц. развитие Норма Отставание на 3-4 мес.
Моторное развите Норма Отставание
Заболеваемость 1 раз в год 3-4 раза в год
Грудное вскармливание Без ограничений 98% 14%
Прибавка в весе до 6 мес. Норма, 900-2000 г в мес. Отставание, 500-800 и меньше г в мес.
Прибавка в росте до 6 мес. Норма, 3-7 см в мес. Отставание, 2-3 см в мес.
Состояние нервной ткани Норма Недоразвиты височные доли головного мозга
Трудности в быту Полностью справляются Ничего не успевают

Кто учит обезьяну?

Даже приматы, к которым биологически относится и человек, обучаются уходу за своими малышами в процессе постоянного наблюдения за поведением опытных самок. В обезьяньей стае в природе опытная самка может даже забрать детеныша у неумелой мамаши. Сотрудникам зоопарков очень хорошо известно, что не наблюдавшей за процессом выхаживания и кормления малыша обезьянке, не удается стать хорошей матерью, она подчас не может его даже кормить.

В некоторых крупных зоопарках для таких обезьян созданы своеобразные "курсы дородовой подготовки". На большом экране постоянно крутят фильмы о поведении обезьян в стае. Эффективность подобных "занятий" заметна только если обезьянка могла смотреть кино постоянно в течении двух или более месяцев.

Неужели человек хуже обезьяны и меньше заботиться о благополучии своего детеныша? Тогда почему, он не считает нужным учиться уходу, позволяющему не травмировать собственного ребенка?

Зачем нужна традиция?

Почему во всем мире так велик интерес к воспитанию детей у примитивных народов (африканские племена, народы Австралии и Океании, и т.д.). Потому что до 3-ех лет их детишки значительно опережают в развитии своих сверстников европейцев, у которых есть все блага цивилизации. В первые годы жизни уход за малышами у нецивилизованных народов подчинен строгой системе религиозных запретов и требований, основанных на биологических и физиологических законах, которые позволяют младенцу максимально развить свой потенциал. Современное общество утратило эти знания, а новых еще не приобрело. Какие-то приемы "народного" воспитания сохранились лишь в многодетных семьях с сохранившимися традициями, где наличие большого количества "опытного материала" позволяет отбрасывать методы "не работающие" на практике. Простое копирование некоторых приемов (заполонившие западный рынок сумки-кенгуру) на самом деле не дает такого эффекта, как изучение традиционного подхода к воспитанию в многодетных семьях.

Может быть мама проявит разумность и все-таки будет учиться быть мамой!

Как и когда лучше учится уходу?

Конечно, лучше всего было бы поехать в отдаленную деревню, поселиться в доме многодетной семьи и пожить там пару лет, наблюдая, как опытная мать ухаживает за своими детьми. Но для современной городской жительницы это нереально, тем более что специфика быта не позволяет применять некоторые методы буквально. Поэтому существуют специальные методики ухода, приспособленные к жизни в городских условиях. Одна из них разработана специалистами нашего Центра (ссылка) и успешно применяется на практике уже более 15-ти лет. Ценность этой методики заключается, в том, что она органично сочетает древние традиции и современные знания с опытом многодетных матерей по уходу за новорожденным. В частности, автор методики сама является многодетной матерью, воспитавшей 6 детей.

Необходимо
прочитать
Пеленание и развитие осязания
Организация прогулок с маленьким ребенком
О высаживании, закаливании и кормлении по требованию
Программа ухода и воспитания ребенка первого года жизни
Обучение уходу. А знаете ли Вы?


Авторские права принадлежат компании «Олтри» 2000-2011 Все права защищены
Copyright by Oltri 2000-2011 All rights reserved
  SpyLOG  Яндекс цитирования   Rambler's Top100